Традиции, культура, особенности быта старообрядцев
Л. Н. Свинцова, Киев
Спасаясь от жестоких расправ за свои убеждения, многие старообрядцы бежали на окраины русского государства и за его пределы. Даже в середине 19-го века по официальным данным было более 9 млн. страроверов только в России, не говоря о многочисленных колониях за границей в Австро-Венгрии, в Румынии, Канаде, Америке и т.д. Значительная часть старообрядцев направилась к южным и западным рубежам.
Много старообрядцев поселилось на территории Речи Посполитой. Это выходцы из центральных, частично северных и южных губерний России. Соответственно смешанным оказался и конфессиональный состав населения. Не случайнов оформление рукописных книг Ветковско-Стародубского района органично вошли поморский и гуслицкий орнаменты. Так, в книге о Праздниках на крюковых нотах 1794 г., происходящих из стародубской слободы Добрянки, в основе композиции лежит поморский орнамент, обогащенный элементами гуслицкого узора. Миниатюры же рукописи решены в стиле барочного гравюрного прототипа.
В результате векового проживания на входивших в состав Речи Посполитой землях Украины и Белоруссии стародубско-ветковская группа старообрядцев, сохраняя многие черты культуры допетровской Руси, усвоила отдельные элементы духовной и материальной культуры этих народов.
Огромную целостную народную культуру старообрядцы привезли на новые земли в памяти, сердце. И не только песни, сказки, молитвы, но и массу крупных и малых привычек, обычаев, знаний. В новые места старообрядцы привозили книги, иконы, и др. материальные и духовные ценности. Книга у староверов очень высоко ценилась. И не только по причине дороговизны. Прежде всего её ценность заключалась в полезности для души. Часто на форзацах книг встречаются надписи: «Сия святая Богодуховенная книга принадлежит...» Далее называлось имя владельца, указывалось его социальное происхождение.
Чтение книги считается богоугодным делом. Читали обычно в воскресенье или праздничные дни. Приступая к чтению, как и к любому другому занятию, молились.
Практически в каждом селе имелись свои переписчики и переплётчики. И сейчас можно найти рукописные книги. Среди них встречаются подлинные шедевры, поражающие великолепием работы.
Особого внимания заслуживает календарь старообрядцев, который составлял мировоззренческую основу в понимании картины мира. Вселенское значение календаря выражалось в его вечно повторяемом принципе рождения-умирания-воскресения; историческое — в духовном проживании судеб людских, в их гражданской, подвижнической, миссионерской, мученической, чудотворной деятельности, в восстановлении и укреплении исторической памяти; природная — в приобщении к известному циклу вращения суток, седмиц года с нерушимым порядком будней и праздников — трудов и отдыха, где праздник и отдых также воспринимались как род «работы» — творческой деятельности, осуществляемой в рамках традиции по устойчивым канонам.
Строгая регламентация, негласные правила в мировоззренческом осмыслении календаря способствовали и формированию поведенческого комплекса человека. Вселенское и историческое являлось достоянием храмового действа, требовало от человека высокого духовного постижения этого опыта; природный же цикл более считался уделом домашней и мирской жизни и частично совершался в храме, а частично же дома, в семье, в местах общинных собраний (вне храма) либо в миру.
Для старообрядческой иконы характерно сочетание аскетизма, гармонии и мажорного колорита, символизирующего радость победы добра над злом. В ликах икон — умиротворенность и спокойствие. При их изготовлении применялись дорогие материалы и тонкие технологические приёмы — золочение и прочеканка фона, использование творенного золота, «ложной эмали» по полю иконы.
Восхищение, которое вызывает старообрядческая икона, вовсе не является прихотью моды. Она — искусство больших мыслей, глубоких чувств и сложного духовного содержания. Старообрядчество категорически не приняло европейских влияний, исказивших традиционные черты древнерусской иконописи.
В зависимости от доходов хозяина дома, окон по фасаду дома было от трех до восьми. Непременным условием были высокие резные двустворчатые ворота с крышей и калиткой (форткой). Все ручки завесы, засовы, украшения на дверях и воротах кованные.
Почти все женщины у староверов рукодельничали. Вся их одежда, кроме обуви, нередко, сделана собственными руками. Ткани, разумеется, покупались, а из них умелые женские руки творили чудеса — шили традиционные рубахи, которые затем украшали вышивкой, ткали пояса, плели кружева».
Что касается костюма русских липован, он сохранился в особенности в некоторых местностях Одесской области. Для женщин при входе в храм голова должна быть покрыта платком (обычно цветастым), юбка должна быть длинной и широкой, перехваченной специальным многоцветным поясом, связанным из шерсти и имеющим кисти на окончаниях; бюст должен быть одет в блузу с длинными рукавами. Волосы замужних женщин должны быть заплетены в две косы, покрыты под платком кичкой (род кокошника),а незамужних — заплетены в одну косу, перевязанную разноцветными ленточками. Блузы и пиджаки могут быть из того же материала, из которого сшита юбка. Д. Дан описывает так:
«Старообрядцы-липоване одеваются в пестрые материи. Их рубашки чаще пестрые, но если они белые, то по воротнику, по краям рукавов и по низу идет красная опушка и заканчивается всегда на левом плече. Мужчины носят рубашки поверх брюк и подпоясываются тесным шерстяным поясом. Брюки, большей частью темного цвета, носят заправленными в высокие сапоги.
Верхняя одежда мужчин длинная и сшита в русском стиле по фигуре, сверху узкая, а внизу широкая в форме колокола со множеством складом. Как мужская, так и женская, одежда шьется из вельвета, плюша или темно-голубых шерстяных тканей, а зимняя одежда более длинная и впереди по краям оторочена лисьим мехом или овчиной.
Правая пола одежда накидывалась на левую и застегивалась на левой стороне груди с помощью небольших округлых серых цинковых или матерчатых пуговиц, расположенных сверху вниз от шеи до пояса. Мужчины носят поверх одежды узкий шерстяной или кожаный ремень. Мужчины, женщины и дети имеют обыкновение носить на груди под рубашкой металлический крест на шнурке. Головной убор мужчин летом — обычная фетровая шляпа; зимой носят черную или серую овчинную меховую шляпку, которую опускают на уши в большие морозы. Мужчины и парни летом и зимой носят трубообразные в гармошку сапоги из русской кожи.
Женщины и девушки, особенно на свадьбах, носят поверх широких вельветовых жакетов еще и пестрый платок такого рода, что наброшенный поверх плеч, он образует треугольник, в руке они носят красный носовой платок. Головной убор женщин состоит из цветных шелковых или шерстяных платков. Под ними они носят обруч, называемый «обручником» или «кичкой», состоящей из волос и холстин, который отличает их от девушек. Ранее головным украшением девушек в праздничные дни была высокая, похожая на диадему «перевязка», которую сейчас одевают лишь невесты во время венчания. Перевязка украшается спереди, как правило, цветными каменьями, жемчугом, лесками, пуговицами и т.д., сзади ниспадающими пестрыми шелковыми или шерстяными платками. Конец косы завязывается красным бантом, а красиво заплетенные косы вместе ниспадают на спину. Верхние юбки с многочисленными складками, доходящие до лодыжек, пестрые, а у пожилых женщин менее пестрые, липованки носят на бретельках и неплотно завязывают шнурками. Женщины носят летом полусапожки из кордивана или лакированной кожи, а зимой сапоги. Женщины и девушки носят пестрые передники, которые они должны снимать при посещении церкви».
Табак считается сорняком, выращенным из крови нечистого, поэтому они не только не курили его сами, но и не разрешали курить в своих домах другим. Поэтому в их деревнях нет табачных ларьков.
Не взирая на все притеснения, трагическую судьбу своих предков, старообрядцы-липоване остались русскими. Старообрядчество XVIII и XX вв., конечно, имеет некоторые различия, но свою суть — древнерусскую духовность — ему удалось сохранить. Свои традиции и обычаи старообрядцы передают детям и внукам, воспитывая их в православном духе, завещая им семейные реликвии. Самое главное, что старообрядчеству удалось сохранить церковь — центр духовной культуры.
Старообрядчество в Украине имеет глубокие корни, однако его история изучена недостаточно. Тем более это касается истории отдельных старообрядческих поселений. Она в большинстве своем остается тайной за семью печатями.
Между тем, изучение истории каждого конкретного старообрядческого поселения имеет огромное значение не только с точки зрения чисто научной, познавательной, но, прежде всего, с точки зрения сохранения самобытности и возрождения духовно-культурных традиций старообрядчества. Эти традиции, к великому сожалению, часто гибнут безвозвратно.
Теперь, когда русское старообрядчество после многовековых гонений рассеялось по всем континентам Земли и приняло поистине вселенский характер, настало время осмыслить наше современное состояние и пути дальнейшего нашего развития в направлении консолидации общества и сохранения нами нравственных, духовных и культурных ценностей. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы оказывать всестороннюю помощь этому созидательному процессу, процессу возрождения нашей общей национальной культуры.
Литература
1. Журнал «Белая криница» июль, 1999 г.
2. С. Зеньковский. Русское старообрядчество.
3. С. Таранец. Старообрядчество города Киева и Киевской губернии.
4. Материалы 2-ой Всеукраинской научно-практической конференции.