Целостные космоэтические модели Вселенной религиозно-философских концепций 3--1 тыс. до н.э.
Рыжкова С.А., Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Н. Бойчука, Киев
Гипотеза последовательного усовершенствования науки, технологий и общества в триаде «античность -- средневековье -- новое время» впервые была сформулирована в 1530 году. Воспринятая научным сообществом на способствовала формированию парадигм западноевропейской науки, в рамках которых становление нормативной науки представлялось усовершенствованием методологии и концептуального аппарата античной науки. Последовательное противопоставление рационализма и эмпиризма нормативной науки «мистицизму религиозных концепций» способствовало укоренению стереотипа, что «донаучная мифология прошлого» не может быть информативнее теорий современной науки.
Методологический кризис в естествознании, экологический кризис технологий и «кризис гуманизма», наблюдаемые на протяжении ХХ столетия, привели мировую науку к необходимости переосмысления присущих нормативной науке методологии редуцирования и аксиом, лежащих в основе моделей пространственно-временного континуума, технологий преобразования вещества и энергии, социальных теорий. В системе научного знания возникли теории, методология и концептуальный аппарат которых основаны на концепции цикличной самоорганизации взаимозависимых космических, геологических, климатических, социальных, физиологических, психологических феноменах целостной иерархической Вселенной. Постепенно стала очевидна концептуальная близость системной картины мира моделям пространственно-временного континуума, истории человечества и смысла бытия человека во Вселенной и обществе 3--1 тыс. до н.э. Вместо стереотипных представлений о «донаучности мифологии» в науке возникла проблема адекватной интерпретации символов и аллегорий целостных космоэтических концепций древности. Системный междисциплинарный анализ древних текстом показывает, что присущая известным современной науке древним «религиозно-философско-естественнонаучным» концепциям идея целостности этического и космического обусловливала разделение системы знаний на сакральное эзотерическое и профанированное экзотерическое. Сакральное, доступное лишь посвященным, «освободившим свое сознание от нравственного и естественнонаучного невежества» и профанированное объединялось символами. Внешняя простота символа позволяла применять его как в сакральных теориях, так и в профанированных культах религий, которые были и остались наиболее распространенными формами общественного сознания. Многоплановые символы «сакральных» структуры пространства и времени, смысла бытия человека во Вселенной и обществе сочетали простоту геометрических и однозначность астрологических символов, отождествлялись с числовым рядом, со структурой и графикой сакральных алфавитов. Кажущаяся простота символа позволяла сохранять сакральную «идею» целостной космоэтической иерархичной Вселенной во времена политического и экономического упадка социума, сопровождавшегося профанацией и маргинализацией науки.
Теоретическая реконструкция древних моделей пространства, времени и истории человечества показывает, что в них учитывались колебания эклиптики Солнечной системы (~42 тыс. лет), прецессия оси вращения Земли (24--26 тыс. лет), резонансы движения планет Солнечной системы. Сопоставление фрагментов теоретических построений древности и данных различных областей современной науки свидетельствует о высокой степени их соответствия природным и социальным процессам на длительном (18--20 тыс. лет) промежутке времени. Процессы становления, расцвета и упадка известных современный науке цивилизаций, не интерпретируемые в границах парадигм нормативной науки, происходит во временных параметрах, описанных в древних теориях. Так, в нормативной науке начало исторического времени после пятидесятилетней полемики 1836--1892 годов было перенесено с 1 тыс. до н.э. в 3 тыс. до н.э. По новым данным археологов времена становления в различных регионах Земли технологически высокоразвитых, социально стратифицированных «ранних» цивилизаций, бывших чужеродными телами в этнокультурной среде неолита, теряются в 8--9 тыс. до н.э. Концептуальный аппарат и методология сакральных теорий древности позволяют выявить закономерности в становлении и упадке «ранних» цивилизаций, «расселении индоевропейцев» (17--12 ст. до н.э.), становлении цивилизаций «античности» (11--3 ст. до н.э.), распаде мировой культурной целостности, также сопровождавшийся «переселением народов» (I--VII ст.), становлении конфуцианско-буддийского, христианского, исламского регионов глобальной цивилизации (VIII--XVIII ст.), системном кризисе глобальной цивилизации (XIX--XX ст.).