Творческое продуцирование знания
О.Кипоренко, Киевский Государственный Университет
Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную продуктивную деятельность.
Оригинальность творчества состоит в его «ступенчатости». Первой ступенью творчества является репродукция как основной тип биологической и социальной деятельности по определенным законам. Результатом репродукции могут быть, например, копии картин, заученное стихотворение учеником и др. Вторая ступень творчества — это трансформация. В трансформации «управляет» не закон, как в репродукции, а исключения из него. Результат трансформации, например,— незначительно измененная копия картины, перефразированное учеником стихотворение и др. Третья ступень — это творение, создание чего-то совершенно нового. В этом смысле творение совпадает с общепринятым определением творчества, но чтобы отличить творчество как «ступенчатый» процесс от конкретной ступени творчества, последнее будем называть творением.
Обозначенные ступени творчества подтверждены психологическими теориями: репродуктивный, эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности (Д. Богоявленской), иерархия творческих процессов К.Г.Юнга (пассивность бессознательного и сознания, «победа» бессознательного или сознания друг над другом, «напряжение» между бессознательным и сознанием).
Особенностью творческого продуцирования знания является также наличие как результата той или иной ступени творчества репродуктивного (воспроизводящего) знания, трансформированного (трансформирующего) знания, творческого (порождающего) знания. Эти виды знания как результаты творчества со-бытийны, то есть совместно сосуществующие, взаимовлияющие и взаимодополняющие друг друга. Отличие этих видов знания друг от друга характеризуется, так называемой мерой со-бытия («мерой со-бытийности») знания. Если «мера со-бытия» — это идеалы и нормы, то, как правило, речь идет о творческом продуцировании научного знания. Если же нет, то речь идет об ином, не-научном, знании (мифическом, алхимическом, знании искусства и т.д.). «Мера со-бытия» внутри творческого знания (со-бытие знания как результаты той или иной ступени творчества) — это степень свободы нового, степень спонтанной активности человека. Максимальная степень свободы характерна для творческого знания, а минимальная — для репродуктивного знания.
Наличие трех видов знания (репродуктивного, трансформирующего, порождающего) показывает типичность творческого знания в целом.
Творческая деятельность есть главный компонент культуры, ее сущность. В творчестве культурологический аспект исходит из принципа преемственности знания, единства традиции знания и новаторства знания.
Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того, взаимообусловлены. Творчество — дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Оно возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным обществом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъектов в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности.
Необходимая взаимосвязь с духовным опытом человечества обусловливает наличие, помимо типичного, некоего архетипичного знания, которым выступает «архетип знания».