ВОСПИТАНИЕ И МОРАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Н.Перская
Современная демократия требует от гражданина Украины не только политической активности, но и осознания им собственной роли и значения в жизни общества, а также действий, согласующихся с собственными убеждениями и ценностями.
Важнейшими этапами на пути украинского общества к демократической консолидации является воспитание толерантности, уважения к правам человека, умение преодолевать стереотипы, находить компромисс.
В достижении такого идеала чрезвычайно велика роль образования, формирующего у будущих граждан Украины все перечисленные качества.
Поэтому необходимы методы, программы, учебные пособия, позволяющие осуществлять такое образование.
Цель этого доклада — рассказать о практическом опыте социализации личности учеников на уроках истории мировой культуры в харьковской гимназии ОЧАГ.
Содержанием этого предмета являются «духовные искания» человечества, «образ мира», воссоздаваемый разными историческими культурами, место человека в этом мире, отношение к природе, обществу, самому себе, понимание людьми разных эпох смысла жизни, основные ценностные ориентации и т.д.
В центре внимания курса находится человек, как творец культуры и её носитель, его сознание, решающее «главные для мироздания проблемы», такие как:
1. Кем и когда создан мир.
2. Структура Вселенной.
3. Место человека во Вселенной
4. Проблемы жизни человека:
· Человек и Бог
· Человек и природа
· Человек и общество
· Свобода воли — предопределённость
· Система ценностей данной исторической культуры
При отборе тем для изучения на уроках очень существенно, чтобы эти темы соответствовали двум критериям:
· Тема, исходно важная для культуры
· Тема, исходно важная для ребёнка.
Например, тема выбора, являющаяся предметом горячих споров отцов церкви в Средневековье, очень важна для человека 13-14 лет, который ищет своё место в мире, переживает эти поиски, нуждается в Собеседнике.
Задача учителя — отследить эти темы, решить их «культурно», т.е таким образом, чтобы обсуждение темы, ассоциативно возникшей у ребёнка, не уводило от решения проблем культуры, а было сплетено с ними, сделать проблемы личностно важными для ребёнка и вывести его на способ решения этих проблем данной исторической культуры.
Уроки мировой культуры обычно проводятся в интерактивной форме.
Мысль ребёнка рождается только в том случае, когда на уроках возникает настоящий спор, дискуссия, ставятся нерешённые проблемы. Именно нерешённые, которые не предполагают одного-единственного решения. Наиболее остро и продуктивно проходят дискуссии, в которых учебная проблема ставится не как абстрактная, «ничья», а выступает в образе Собеседника, мыслящего иначе, чем ребёнок.
Мысль ребёнка возникает как ответ иному человеку, Собеседнику, ставшему в ходе спора внутренним оппонентом, или как новый вопрос, заданный этому Собеседнику. Ребёнок формирует своё виденье обсуждаемой на уроке проблемы. В качестве такого собеседника может выступать субъект другой культуры. Таким субъектом может быть сам ребёнок, его первоначальное и последующее представление об обсуждаемой проблеме могут вступить в диалог друг с другом.
Шанс приобщиться к культуре должен иметь каждый. Приобщение в интерактивной форме развивает такую гамму способностей и умений, которые нужны в современной жизни, во всех её областях:
· Понимание себя, способы понимания,
· Интерес к себе и другому,
· Защиту от шаблона,
· Развитие комбинаторных способностей,
· Развитие интуиции, чутья,
· Развитие разных вкусов: художественного, педагогического и т д.