ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків
Воспитание и моральное формирование школьников в контексте общечеловеческих ценностей
Морально-етичні аспекти концепції людини.

ВОСПИТАНИЕ И МОРАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Н.Перская

Современная демократия требует от гражданина Украины не только политической активности, но и осознания им собственной роли и значения в жизни общества, а также действий, согласующихся с собственными убеж­дениями и ценностями.

Важнейшими этапами на пути украинского общества к демократической консолидации является воспитание толерантности, уважения к правам человека, умение преодолевать стереотипы, находить компромисс.

В достижении такого идеала чрезвычайно велика роль образования, формирующего у будущих граждан Украины все перечисленные качества.

Поэтому необходимы методы, программы, учебные пособия, позво­ляющие осуществлять такое образование.

Цель этого доклада — рассказать о практическом опыте социализации личности учеников на уроках истории мировой культуры в харьковской гимназии ОЧАГ.

Содержанием этого предмета являются «духовные искания» чело­вечества, «образ мира», воссоздаваемый разными историческими культурами, место человека в этом мире, отношение к природе, обществу, самому себе, понимание людьми разных эпох смысла жизни, основные ценностные ориентации и т.д.

В центре внимания курса находится человек, как творец культуры и её носитель, его сознание, решающее «главные для мироздания проблемы», такие как:

1.    Кем и когда создан мир.

2.    Структура Вселенной.

3.    Место человека во Вселенной

4.    Проблемы жизни человека:

·      Человек и Бог

·      Человек и природа

·      Человек и общество

·      Свобода воли — предопределённость

·      Система ценностей данной исторической культуры

При отборе тем для изучения на уроках очень существенно, чтобы эти темы соответствовали двум критериям:

·      Тема, исходно важная для культуры

·      Тема, исходно важная для ребёнка.

Например, тема выбора, являющаяся предметом горячих споров отцов церкви в Средневековье, очень важна для человека 13-14 лет, который ищет своё место в мире, переживает эти поиски, нуждается в Собеседнике.

Задача учителя — отследить эти темы, решить их «культурно», т.е таким образом, чтобы обсуждение темы, ассоциативно возникшей у ребёнка, не уводило от решения проблем культуры, а было сплетено с ними, сделать проблемы личностно важными для ребёнка и вывести его на способ решения этих проблем данной исторической культуры.

Уроки мировой культуры обычно проводятся в интерактивной форме.

Мысль ребёнка рождается только в том случае, когда на уроках возникает настоящий спор, дискуссия, ставятся нерешённые проблемы. Именно нерешённые, которые не предполагают одного-единственного решения. Наиболее остро и продуктивно проходят дискуссии, в которых учебная проблема ставится не как абстрактная, «ничья», а выступает в образе Собеседника, мыслящего иначе, чем ребёнок.

Мысль ребёнка возникает как ответ иному человеку, Собеседнику, ставшему в ходе спора внутренним оппонентом, или как новый вопрос, заданный этому Собеседнику. Ребёнок формирует своё виденье обсуждаемой на уроке проблемы. В качестве такого собеседника может выступать субъект другой культуры. Таким субъектом может быть сам ребёнок, его первоначальное и последующее представление об обсуждаемой проблеме могут вступить в диалог друг с другом.

Шанс приобщиться к культуре должен иметь каждый. Приобщение в интерактивной форме развивает такую гамму способностей и умений, которые нужны в современной жизни, во всех её областях:

·      Понимание себя, способы понимания,

·      Интерес к себе и другому,

·      Защиту от шаблона,

·      Развитие комбинаторных способностей,

·      Развитие интуиции, чутья,

·      Развитие разных вкусов: художественного, педагогического и т д.