Возможность диалога по вопросам морали и этики на основе выделения метафизической составляющей религиозных учений
Е.Мулярчук, Институт философии им. Г.С.Сковороди НАН Украини, Киев
Происходящие в современном мире конфликты, кризисы, острота моральных проблем, расшатывание физического, биологического, социального порядков мира, актуализируют постановку вопроса о подходах к их осмыслению и выработке путей гармонизации мира. Многообразие таких подходов сводится к попыткам, исходящим из понимания имманентных закономерностей изменений материального, биологического, социального миров, или к противопоставляющим мировому — порядок надмировых сущностей, законов, истин.
Мировые религии представляют на сегодня наиболее значительные в социальном и культурном плане опыты миропонимания и деятельности в мире, основанные на положениях о трансцендентных истинах. По моему мнению, достояние и конструктивное влияние религиозных учений в современном мире может быть расширено путём выделения их метафизической составляющей как основы для выдвижения и рационального обсуждения концепций мироздания, предложений решения актуальных цивилизационных проблем.
Как точно заметил в средине ХХ века Ж.Маритен, люди способны достигать согласия по поводу решения общих проблем, даже если они ни за что не согласятся по вопросам их мировоззренческих доктрин. И всё же необходимо вырабатывать тот язык, те практики, которые позволят внести метафизические положения, содержащиеся в религиозных и философских учениях, и также в основе господствующих идеологий, в общее пространство диалога. Это одна из важных задач моральной философии.
Исходными для моего рассуждения являются интуиции христианского мировоззрения. Не претендуя на то, чтобы охватить целое христианской метафизики, я бы хотел описать некоторые важные, на мой взгляд, концептуальные моменты для рационального руководства, по крайней мере, в сфере человеческой морали. Это прежде всего понятие трансцендентного и связанное с ним понимание времени и личности.
Тот мир, та цивилизация, в которой мы живём, зиждется на принципе деятельности, которой приписывается имманентное значение. Соответственно, жизненный мир человека наполнен объективированными предметами, и сами отношения между людьми овеществлены. Происходящее в мире видится в горизонте поступательного движения во времени, в котором совершаются некие приросты, качественные изменения внутри мира. Желания, социальные статусы, роли людей воспринимаются как оправданные самим фактом их существования. Само время переживается как некая форма, в которой совершается человеческая активность, как поток, объективированный в истории, в фактах личной биографии человека, который уносит его, подобно другим людям, в течении от рождения к смерти. Личность, замкнутая в её смысложизненных представлениях и миропонимании внутри мира, не имеет в себе точки опоры для отношения к миру. Личность остаётся, таким образом, «способом социального бытия человека» — и только.
Такое имманентное мироотношение лишает возможности осмыслить цивилизационный процесс критически, вынуждает к постоянному «да» происходящему, так как нет возможности для аргумента извне, необходимого для отрицания. При этом такими же беспомощными оказываются проекты улучшений мира, основанные на имманентной логике самодовлеющих внутримировых процессов.
Трансцендентное, будучи дано в вере, в чувстве, в интуиции создаёт возможность отношения личности к себе, к своей человеческой телесности, потребностям, социальным связям, к происходящему в мире извне. По логике, отношения изнутри и не бывает. В свете личностного переживания трансцендентности бытия время — не внешняя форма, но оно всегда «здесь», целокупно. Само бытие личности переживается как присутствие. Так в христианском переживании бытия и древние святые, и просто все умершие не остались где-то в дали веков, но соприсутствуют с личностью в её бытии. И вместе с ними в настоящем соприсутствует высшее бытие — божественное. Будущее исполняется во времени человеческого бытия как отвечание на призыв, обращённый к личности из трансцендентности божественного бытия.
Это присутствие, современность и призванность человеческого бытия задаёт в его личностном переживании возможное отношение к миру, к социуму, ко всем живущим и всему происходящему вплоть до самого мелкого и конкретного факта или момента. Его можно охарактеризовать, прежде всего, как необъективирующее отношение к материальной и природной среде, так как материальный космос и природа только опосредствованно подчинены человеку, но принципы их существования трансцендентны. Человеческие отношения обретают характер неопосредованный прошлым, социальными статусами, ожиданиями. Это переживание бытия как присутствия трансцендентного и в свете трансцендентного, экзистенциального времени и личностной свободы создаёт возможность целостного отношения к миру, которое мы могли бы назвать «любовь», и связанными с ней понятиями прощения, смирения, имеющими важное значение для морали.