Искусство как способ самопознания человека
Т.Колесниченко, школа-лицей №8, Севастополь
«Чи хочеш бути задоволений собою
і залюбитися в самого, себе?
Тоді пізнай себе!»
Г. Сковорода «Наркис»
 ,
Г. Сковорода писал, что истинное счастье человека — в нем самом, поэтому нужно познать себя.
Карл Юнг предлагал выражать свои мысли в рисунках, которые затем использовал для изучения бессознательного.
В настоящее время психоаналитики используют рисунок для самопознания и изменения образа изображения.
Воображение — одна из самых мощных сил разума.
Интегрированная программа (искусство, черчение, экономика) служит для самопознания, развивает левое полушарие, удерживает в работоспособном состоянии правополушарную функцию мозга подростков.
Структура программы — 34 урока, построена по принципу индивидуального развития человека, что является отражением вида: в возрасте 2-3 лет дети ставят кляксы, затем цветовые пятна заменяются отдельными линиями, рисование людей и зверей, учет деталей изображения, подражание другим, в 11-14 лет — рисование геометрических форм и объектов.
На вопрос: «Можно ли искусство рассматривать как способ самопознания человека?»
20% подростков ответили отрицательно,
80% — утвердительно,
15% не уверены в том, что самопознание нужно,
34% считают, что самопознание нужно, чтобы идти по верному пути.
 ,
Вера — качество, которое может сформировать большое количество положительной энергии.
Осознанно изменяя стереотип поведения, можно улучшить свою жизнь с окружающим Миром.