Підтримуємо Україну у ці важкі для нашої країни дні

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Мішель де Монтень


Мішель де Монтень

(1533 – 1592)

Французький мислитель, юрист, політик.

Біографія

М. Монтень народився в купецькій сім’ї, родове ім’я якої було Ейкем. Вивчав філософію в Гійєнському коледжі й університеті міста Бордо. Продовжив навчання в Тулузькому університеті. З 1557 був членом парламента Бордо, двічі ставав мером Бордо. На його погляди вплинули ідеї стоїцизму та скептицизму. Не прагнучи створити власну філософську систему, виступив основоположником жанра філософсько-моралістичного есе в європейській культурі. Був загальновідомий як глибокий знавець і тонкий інтерпретатор класичної традиції. Метою творчості Монтеня було написання своєрідного “підручника життя”, оскільки на думку Монтеня “немає нічого більш прекрасного й виправданого, ніж добре й чесно виконати роль людини”.

Головні твори

“Досвіди” (в трьох книгах);

“Подорожній журнал” (написаний в жанрі індивідуального щоденника в 1580 – 1581).

Основні ідеї

Про Бога

Монтень розглядає Бога як абстрактну сутність, яка не має ніяких конкретних рис, вічну, позачасову, не визначену ніякими атрибутами. Він розчинений у нескінченному, в природі, у “великому цілому”. За ідею Бога Монтень визнає, таким чином, певну неосяжну першопричину. Слабкість людського розуму, за словами Монтеня, нездатна раціонально обґрунтувати віру, яка може бути віднайдена тільки в “одкровенні”. “Если бы мы воспринимали бога путем глубокой веры, если бы мы познавали его через него самого, а не с помощью наших усилий, если бы мы имели божественную опору и поддержку, то человеческие случайности не в состоянии были бы нас так потрясать, как они нас потрясают. Наша твердыня не рушилась бы от столь слабого натиска. …Если бы этот луч божества как-нибудь касался нас, он проявлялся бы во всем: это сказалось бы не только на наших речах, но и на наших действиях, на которых лежал бы его отблеск; все исходящее от нас было бы озарено этим возвышенным светом”.

Навчання й виховання

Істинне виховання – це результат внутрішньої праці й засвоєння. Тільки те, що стало внутрішнім знанням, стає надбанням людини, і якщо "можна бути вченим чужою вченістю, то мудрими ми можемо бути лише власною мудрістю". Будь-який матеріал треба встигнути осмислити, зробити своїм і обов’язково застосовувати отримані знання в житті. Такі якості, як розсудливість, чесність і рішучість повинні стати невід’ємною якістю душі, яка б скеровувалась і формувалась "не стільки повчаннями й словами, скільки прикладами й справами". Так не на словах, а на cправах набуваються знання з права й поняття про честь і шляхетність. У вихованні важливу роль відіграє наставник. Саме він, згідно з Монтенем, повинен розповісти своєму вихованцю "…яким бог звелів тобі бути; яке місце він приготував тобі між людьми; чим ми є й навіщо він нам подарував буття" . З раннього дитинства, за Монтенем, треба прищеплювати навичку до добра – до внутрішнього, стійкого несприйняття жорстокості, брехні й зради. Для людини важливо мати тверді моральні принципи, щоб сама думка про пороки, якої б личини вони не набували, була ненависною йому. Як говорили піфагорійці, "нехай твоїм головним суддею стане совість".

Про дружбу

Монтень говорить про вміння дружити, де під дружбою розуміються глибокі узи, повна довіра й взаємна підтримка. Розглядаються такі стосунки з іншими людьми, де немає місця виставлянню себе напоказ, дріб’язковому бажанню “виділятися серед інших і здобути славу розумнішого за інших”. Значно важливіше удосконалювати самого себе. Монтень радить: “Пусть он довольствуется исправлением самого себя и не корит другого за то, что ему самому не по сердцу”. Толерантність, скромність дають можливість бачити й чути іншого, не упиратися в своїх хибних думках, а шукати істину й схилятися перед нею, “складати перед нею зброю, незалежно від того, чи відкрилась вона його супротивнику чи осяяла його самого”.

Філософський підхід до життя

Мішель Монтень жив у складні часи – Варфоломіїва ніч, епідемія чуми, релігійні війни, – він називає своє століття "настільки свинцевим, що не тільки сама доброчесність, але навіть поняття про неї – річ невідома". Незважаючи на це, у Монтеня були власні критерії, якими він керувався в питаннях честі й справедливості. Він справжній філософ, і його філософія – жива, реальна, ясна й життєствердна. "Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни; ей, как и всему в надлунном мире, свойственна никогда не утрачиваемая ясность".

Цитати

Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться.

•••

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

•••

В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание.

•••

Умение достойно проявить себя в своей природной сущности есть признак совершенства и качество почти божественное. Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны. Незачем нам встать на ходули, ибо и на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног. И даже на самом высоком из земных престолов сидим на своем заду.

•••

Разумный человек не потерял ничего, если он сохранил самого себя.

•••

Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают.

•••

Мы рождены для поисков истины.

•••

Душа, не имеющая заранее установленной цели, обрекает себя на гибель, ибо, как говорится, кто везде, тот нигде. [I, VII, 36]

•••

Тысяча путей уводят от цели, и лишь один-единственный ведет к ней. [I, IX, 41]

•••

Где бы ни окончилась ваша жизнь, там ей и конец. Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы использовали ее: иной прожил долго, да пожил мало; не мешкайте пока пребываете здесь. Ваша воля, а не количество прожитых лет определяют продолжительность вашей жизни. Неужели вы думали, что никогда так и не доберетесь туда, куда идете, не останавливаясь? Да есть ли такая дорога, у которой не было бы конца? [I, XX, 114]

•••

…Со страданием дело обстоит так же, как и с драгоценными камнями, которые светятся ярче или более тускло, в зависимости от того в какую оправу мы их заключаем; подобно этому и страдание захватывает нас настолько, насколько мы поддаемся ему. [I, XIV, 68]

•••

Надо иметь жен, детей, имущество и, прежде всего, здоровье, кому это дано: но не следует привязываться ко всему этому свыше меры, так, чтобы от этого зависело наше счастье. Нужно приберечь для себя какой-нибудь уголок, который был бы целиком наш, всегда к нашим услугам, где мы располагали бы полной свободой, где было бы главное наше прибежище, где мы могли бы уединятся. Здесь и подобает нам вести внутренние беседы с собой и притом настолько доверительные, что к ним не должны иметь доступа ни наши приятели, ни посторонние; здесь надлежит нам размышлять и радоваться, забывая о том, что у нас есть жена, дети, имущество, хозяйство, слуги, дабы, если случится, что мы потеряем их, для нас не было бы чем-то необычным обходится без всего этого. Мы обладаем душой, способной общаться с собой; она в состоянии составить себе компанию; у неё есть, на что нападать и от чего защищаться, что получать и чем дарить. [I, XXXIX, 293]

•••

Когда Господь дает нам возможность подготовиться к нашему переселению, используем ее с толком; уложим пожитки; простимся заблаговременно с окружающими; отделаемся от стеснительных уз, которые связывают нас с внешним миром и отдаляют нас от самих себя. Нужно разорвать эти на редкость крепкие связи. Можно еще любить то или другое, но не связывая себя до конца с чем-либо кроме самого себя. Иначе говоря: пусть все будет по-прежнему близко нам, но пусть оно не сплетается и не срастается с нами до такой степени прочно, чтоб нельзя было его отделить от нас, не ободрав у нас кожу и не вырвав заодно кусок мяса. Самая великая вещь на свете – это владеть собой. [I, XXXIX, 295]

•••

Дружба становится тем желаннее, чем полнее мы наслаждаемся ею; она растет, питается и усиливается лишь благодаря тому наслаждению, которое доставляет нам, и так как наслаждение это – духовное, то душа, предаваясь ему, возвышается. [I, XXVIII, 230]

Література

1. М. Монтень. Опыты. В трех книгах. Спб., “Кристалл”, “Респекс”, 1998.

2. Всемирная энциклопедия: Философия. М., “Аст”, 2001.

3. П.С. Таранов. 120 философов. Симферополь, “Реноме”, 1997.