ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Абеляр


Пьер Абеляр  (1079 – 1142 гг.)

Пьер Абеляр (1079 – 1142 гг.)

Эрудированный философ-теолог, выдающийся человек своего времени.

Биография

Родился Абеляр в 1079 году, на севере Франции в Ле-Пале в дворянской семье рыцаря-феодала, но отказался от своих прав на поместье, отдал его своим братьям и посвятил себя философии.Абеляр был блестящим философом, ученым, проповедником. В 1114-1118 годах он возглавил кафедру школы Нотр-Дам, и ученики стекались к нему со всей Франции. На базе этой школы возник Парижский университет, мощный центр светской и духовной культуры. Абеляр преподавал не только богословие, но и философию, которую считал важной частью своей жизни, и общие науки разного плана: «Здесь я намеревался посвятить себя главным образом изучению Св. Писания, что более соответствовало моему званию, однако не совсем отказался от преподавания и светских наук. Я сделал из этих наук приманку, крючок, которым я мог бы привлекать людей, получивших вкус к философским занятиям, к изучению истинной философии...»

К этому периоду относится драматическая история его любви к молодой Элоизе. Она была его ученицей и выдающейся женщиной своего времени. Разлученные, они оба уходят в монастырь и ведут переписку. Сохранились письма Абеляра к Элоизе. Когда, спустя двадцать лет после смерти Абеляра, умерла Элоиза, во исполнении ее последней воли, она была похоронена в одной могиле с тем, с кем ее разлучила судьба.

При жизни Абеляр был дважды осужден Соборами. Один раз такому осуждению подверглось его произведение «Введение в теологию» по поводу тайны Святой Троицы. Он был вызван на Собор, где был принужден высокими иерархами сжечь свой труд в их присутствии в знак доказательства своего согласия с правотой Собора. Второй раз на Соборе в Сансе были отвергнуты и другие положения относительно логики и роли разума в исследовании христианских истин.

Направляясь с апелляцией к папе с надеждой на более объективную оценку его суждений Абеляр, усталый и изможденный, делает остановку в Клюи, где встречает радушный прием преподобного Пьера. Здесь, в момент сосредоточенной молитвы, он умер 21 апреля 1142 года. На его могиле преподобный Пьер произнес эпитафию: «Французский Сократ, величайший Платон Запада, современный Аристотель, великий спорщик и диалектик всех времен, властитель умов, гений многогранный, тонкий и проницательный, все превозмогал он силой разума и искусным словом».

Основные произведения:

Каталог книг делится на три сектора: логика, теология, этика.

  1. «Литературные глоссы» (комментарии к Боэцию, Порфирию и др.), «Диалектические интродукции», «Диалектика» и прочие.
  2. «Христианская теология», «Введение в теологию», методологическая работа «Да и нет».
  3. «Познай самого себя», «Диалог между философом, иудеем и христианином», автобиография «История моих бедствий», переписка с Элоизой и «Поэзия».

Основные идеи

О священных текстах
Абеляр был исследователем, хорошим схоластом, поэтому считал допустимым подвергать критическому рассмотрению все написанное (включая труды Отцов Церкви), кроме Священного Писания, которое считал боговдохновенным, а потому не содержащим ошибок. Он считал, что вначале следует проанализировать текст, выяснив смысл терминов во всех их историко-лингвистических оттенках, после этого — четко установить аутентичность текста как относительно автора, так и случайных подстановок и интерполяций, дальше — проверка сомнительных текстов путем сличения с подлинными текстами в рамках целого корпуса сочинений автора. В то же время Абеляр, никогда не отказываясь от критического угла зрения, считал, что мы должны помнить и признавать ограничения нашего ума в теологическом дискурсе, оставляя место для авторитета традиции, безусловность которой ненарушима.

О философии

Труд Абеляра «История моих бедствий» — наиболее полно отображает путь философа, теолога, человека, посвятившего свою жизнь поискам Истины. Согласно Абеляру, философия, исследование важны для того, чтобы глубже осознавать и верить. Абеляр считал, что творения разума служат лучшему пониманию истин веры, и конец философского пути — это Бог.
Абеляр провозглашал принцип веротерпимости, объясняя расхождения в вероучениях тем, что Бог направлял язычников к истине по другому пути, поэтому в любом учении содержится элемент истины.

О диалектике

Абеляр склонен отличать диалектику от софистики. Диалектика в его понимании — скорее логика, выстроенная в классическом духе, помогающая отделить истинное от ложного, устанавливая правила научного дискурса. Задача диалектики — выяснить соответствие тех терминов, которые употребляются, тогда не будет разногласий, извращенных идей и спекуляций в отношении тех или иных понятий.
Одна из первых работ Абеляра, посвященная диалектике, называется «Да и нет». В ней он специально подобрал противоречащие друг другу высказывания Отцов Церкви, чтобы попробовать привести их к единому, ликвидировать двойственность путем диалектики, анализа слов, их сущности и происхождения, ведь есть слова, а есть их сущность, есть вещь, а есть ее имя. В предисловии он объясняет, что есть разница между просто отыскиванием противоположностей и стремлением к пониманию для обоснования и углубления своей веры.
Абеляр рассуждает о том, что есть множество разных предметов, которые объединяются в определенные понятия, и он постарался наиболее понятно и доступно определить сущность, которая несет за собой это понятие. С Абеляром связано понятие универсалий — некоторых концепций, обобщений, касающихся вещей и их названий. Сами по себе универсалии не могут иметь объективной реальности, но в слове, обозначающем понятие, должна заключаться общность, что соединяет группу слов. Чтобы правильно применять слова, нужно знать вещи, их свойства, характерные особенности, отличающие их от других вещей. Универсалии существуют в самих предметах как их сущность. Все это сравнивается с узким мостом, на котором стоит регулировщик-диалектик, который не дает свернуть ни вправо, ни влево, а заставляет употреблять слово именно в том значении, в каком оно должно применяться в данном случае — в философии.

О добродетели и совести

Нравственной жизни Абеляр посвящает трактат «Познай самого себя». Это этические рассуждения, в которых он не скрывает своих симпатий к Сократу. Он обращается к вопросу совести. Согласно Абеляру, голос совести в человеке является естественным нравственным законом, общим для всех людей от природы. Таким образом, совершая зло, преступление, грех, человек идет против голоса совести, заглушает его в своей душе. В таких случаях человек испытывает муки совести, т.е. переживания по поводу того, что он совершил, хотя не должен был совершать, или не совершил, а должен был бы совершить, или сказал то, чего не следовало говорить, или не сказал того, что надо было бы сказать.

О грехе

Рассуждая о возникновении греха в жизни человека, Абеляр говорит о том, что центр действий человека — это его сознание. То, с чем человек рождается, — его тела, их потребности — не является ни плохим, ни хорошим, это просто склонности, поэтому они — не грех. Нельзя, по его мнению, также назвать грехом сами по себе желание, импульс – они возникают спонтанно. Грех же рождается из согласия сознания с волей и желанием. Таким образом, есть некоторая данность в отношении разума человека, а есть инициатива самого человека, его намерения, и лишь они имеют моральность, мотивы. Поэтому он рассуждает о том, каким образом человек может работать над собой: следует воспитывать в себе умение концентрироваться на внутренних состояниях души, дающих исток добру и злу. Абеляр обращается прежде всего к внутреннему миру человека, так как оттуда идет воля соглашаться с чем-либо или не соглашаться и таким образом совершать поступок добра или зла.
Абеляр показывает, что само по себе тело человека не заражено пороками, оно — не источник греха. Присутствие в нас зла не является неизбежным, и поэтому нет оснований презирать земную жизнь. Земная жизнь есть порождение Природы или Божественное Творение, поэтому не нужно презирать ее и следует помнить, что мы имеем свободу воли, которая накладывает ответственность за наши поступки — за инициативу и действия — через их мотивы.
Ценность рассуждений Абеляра непреложна, так как в XII в. было принято все называть «грехом», и даже существовала «Книга наказаний», которая называлась «Казуистикой», где формально перечислялись все возможные прегрешения человека и наказания, которые положены за них, без учитывания мотивов, обстоятельств, которые побуждают к этому, воли человека, его сознания, его личного отношения к тому, что совершено. Именно против этого выступает Абеляр, объясняя вред осуждения поступков и поведения при полном отсутствии понимания намерений и целей поступков.

Цитаты

Понимать, чтобы верить.

•••

Многие люди склонны судить по тому, что лежит на поверхности, не затрудняя себя лишними вопросами, что за этим скрывается, не видя за действиями побуждений.

•••

Один лишь Бог, знающий не столько действия, сколько дух, движущий поступками, по правде оценивает наши намерения, наказывает судом праведным и безошибочным.

•••

Наука рассуждения больше всего имеет значения для проникновения во всякого рода вопросы, имеющееся в Священном писании и для разрешения их. Диалектика и софистика весьма сильно отличаются друг от друга, так как первая заключается в истинности доводов, вторая — в подобии их; софистика учит ложным доказательствам, диалектика же разоблачает их лживость и путем различения истинных доказательств учит опровергать ложные.

•••

Ведь подобно тому как господь Иисус Христос называется словом отца (по-гречески «логос»), точно так же он называется и Софией (sophia), т. е. мудростью отца, и потому к нему, несомненно, больше всего относится та наука, которая даже по наименованию связана с ним и по происхождению от слова «логос» назван логикой. И подобно тому как от Христа возникло название «христиане», так и логика получила название от «логоса». Последователи ее тем истиннее называются философами, чем более истинными любителями этой высшей мудрости они являются. Эта величайшая мудрость наивысшего отца, когда она облекается в нашу природу для того, чтобы просветить нас светом истинной мудрости и обратить нас от мирской любви к любви в отношении его самого, конечно, делает нас в равной степени христианами и истинными философами.

•••

Самым главным для философа является исследовать истину при помощи разума и следовать во всем не мнению людей, а доводам разума.

•••

Естественный же закон состоит в нравственном познании, которое мы называем этикой.

•••

Хотя при столь великом множестве слов нечто, высказанное даже святыми, кажется не только отличным друг от друга, но и противоположным, нельзя необдуманно судить о тех, коими должен быть судим сам мир.

•••

Что же удивительного в том, что при отсутствии в нас того самого духа, при посредстве коего это было записано и высказано, а также внушено писавшим, нам не хватает понимания, достигнуть которого нам всего более препятствует необычайный способ речения и разнообразное значение одних и тех же слов.


Литература

1. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. – СПб., 2001.
2. Антология мировой философии в 4-х томах, т.1, часть 2 , «Мысль», М., 1969.
3. М. Суини, Лекции по средневековой философии, Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, М., 2001.