Аврелий Марк
Марк Аврелий (26 апреля 121 года — 17 марта 180 года)
Марк Аврелий, Анний Вер Антонин — Римский император из династии Антонинов, который находился у власти в 161-180 гг.
Биография
Марк Аврелий принадлежал к древнему итальянскому роду Анниев Веров. Наставником его в стоической философии стал Аполлоний Халкедонский. Религиозно-нравственная сторона стоицизма произвела сильное впечатление на Марка Аврелия. Он познакомился с ней через Юния Рустика, которого очень уважал: с Рустиком он всегда советовался и по государственным, и по частным делам. Изучал он также право, риторику и грамматику.
Император Адриан, приходившийся ему дальним родственником, покровительствовал Марку с самого детства. Император усыновил Антонина Пия, однако с тем условием, чтобы сам Пий усыновил Марка и Луция Вера. Таким образом, он как бы загодя готовил Марка в преемники самому Антонину. Приняв власть, Марк Аврелий назначил своим соправителем Луция Вера. Правление их было отмечено тяжелыми войнами с внешними врагами, эпидемиями и стихийными бедствиями. В 166 г. все племена от Иллирика до Галлии объединились против римской державы. В 168 г. Марк Аврелий возглавил поход против них. Истощив на эту войну всю свою казну, он устроил на форуме Траяна торги принадлежащих ему предметов роскоши: он продал золотые и хрустальные бокалы, императорские сосуды, шелковую золоченую одежду жены, даже драгоценные камни, которые он нашел в большом количестве в потайной сокровищнице Адриана. Эта распродажа длилась два месяца и принесла столько золота, что он мог успешно продолжить борьбу, добиться многих побед и достойно наградить воинов. В 175 г. он отправился походом в Египет с целью подавления мятежа. В 178 г. он вновь выступил в поход против сарматов, где два года спустя нашел свою смерть, заразившись чумой. Кончину свою он принял спокойно и мужественно.
Основная работа:
«Наедине с собой» («Размышления»).
Основные идеи
Космологические представления
В своих взглядах на космос Марк Аврелий разделял основные представлениях стоиков. Космос — существо живое и разумное. В вечно повторяющемся процессе он происходит из первоогня, живет, вновь обращается в огонь и вновь из него возникает. В жизни космоса бесконечно чередуются периоды, когда единство мира разворачивается в многообразие различных существ, и периоды, когда все их различия исчезают в безраздельном единстве единой божественной субстанции. Космос, как разум, с необходимостью стремится быть таким, каков он есть, и потому вечно повторяет себя. Это единственный, одновременно возможный и необходимый космос, который мог быть порожден Разумом. Разум не может породить лучший или худший мир. И все в этом мире взаимосвязано: «Ты всегда должен мыслить мир как единое существо, с единой сущностью и единой душой. Подумай о том, как все сводится к его же единому ощущению, как создает он все единым стремлением, как все содействует возникновению всего, какая во всем связь и соответствие».
Представления о человеке
Человек в понимании Марка Аврелия тройственен: у него есть тело — оно бренно, есть душа, и есть руководящее начало, то есть разум. Марк Аврелий называет разум в человеке его гением, его божеством. Человек должен пестовать его в себе, не оскорблять ничем низшим, не осквернять «живущего в груди гения». А это значит никогда не считать для себя полезным то, что «когда-либо побудит тебя преступить обещанное, забыть стыд, ненавидеть кого-нибудь, подозревать, клясть, лицемерить, пожелать чего-нибудь такого, что прячут за стенами и замками. Ведь тот, кто отдал предпочтение своему духу, гению, служению добродетели, не надевает трагической маски, не издает стенаний, не нуждается ни в уединении, ни в многолюдстве». Марк Аврелий обещает людям лишь одну награду — полное спокойствие духа, когда достигнуто абсолютное равновесие и внутри и вовне: «…будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды».
Стоический жизненный выбор заключается в согласии с самим собой. Это наивысшая ценность, которой может обладать человек. Внутренняя гармония, согласованность целого и его частей, ощущение единства со всем миром составляют идеал для стоика.
Предопределенность и свобода выбора
Как сочетается предопределенность судьбы и свобода выбора для человека? В заметках Марка Аврелия мы находим мысль о свободе человека, дарованной ему богами: «Они устроили так, что всецело от самого человека зависит, впасть или не впасть в истинное зло». С другой стороны, высшая цель жизни для стоиков — жить добродетельной жизнью, то есть в соответствии с законами природы. Марк Аврелий принимает и любит свою судьбу. Amor fati (любовь к судьбе) — одно из самых знаменитых понятий стоицизма. Свобода выбора позволяет человеку отказаться принять судьбу, восстать против всеобщего порядка и действовать вопреки всеобщему Разуму и природе, «стать чужаком, добровольным изгнанником из великого мирового града». Впрочем, этот отказ ничего в мировом порядке не изменит. Ведь Разум включает в замысел мироздания всякое сопротивление, противодействие и препятствие.
О счастье
Почему люди чувствуют себя несчастными? Марк Аврелий видит причину в том, что люди постоянно желают того, что находится вне их возможностей. Мы беззащитны перед всевозможными случайностями, превратностями судьбы, болезнями, смертью. Люди страстно стремятся стяжать блага, которые им не дано обрести, и избежать бед, которые неминуемы. Единственное, что в нашей власти, чего у нас невозможно отнять, — это воля поступать согласно разуму. Воля творить добро есть та неприступная внутренняя крепость, которую каждый может воздвигнуть в самом себе. Только здесь человек обретает свободу, независимость и достоинство, в высшей степени ценимое стоиками, — согласие с самим собой.
О жизни и смерти
Марк Аврелий остро чувствовал течение времени, скоротечность человеческой жизни: «Время есть река… стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду первое». Оглянись назад — там безмерная бездна времени, взгляни вперед — там другая беспредельность. Перед этой беспредельностью времени одинаково ничтожны и самая долгая, и самая короткая человеческая жизнь. Но этика «Размышлений» не пассивна, она требует от людей не только покорности и терпения. Сама кратковременность жизни есть призыв человека к действию. “Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним». Мысль о неизбежной смерти побуждает человека задуматься о бесконечной ценности каждого мгновения. Это призыв к активности, призыв проживать каждый день как последний в своей жизни. Требовать от себя максимального, работать на пределе своих возможностей, отдавать себя полностью делу, к которому ты призван.
Наряду с этим, человек должен находиться в постоянном внимании к миру и к самому себе. Сами «Размышления» Марка Аврелия были образцом духовной практики стоика, который погружается в мир, радостно сознавая себя частицей великого мирового целого.
Литература:
1. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1998.
2. Сапов В.В. О стоиках и стоицизме.
3. Пьер Адо. Что такое античная философия? – М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999 .
4. Лосев А.Ф. Поздние стоики