Бык
Символизм быка связан с мощной жизненной силой, обеспечивающей сотворение, творение на разных уровнях. С этой силой связано и появление всего сущего (верховные боги-творцы, Отец-небо), и власть над стихиями (боги-громовержцы, возглавляющие пантеоны богов), и плодородие (боги Луны), и власть над человеческим миром (боги Солнца).
Любое божество во времена древних цивилизаций III-II тыс. до н.э. могло принимать образ быка или иметь связанные с ним атрибуты - бычьи рога, бычья голова и т.п. Появляются человекобыки, чудовища типа Минотавра, символизирующие власть материальной природы над человеком. Быки приносятся в жертву богам (гекатомба), их кровь не только несет силу и ярость животного, но рассматривается и как средство очищения и возобновления (тавроболия). Игры с быками, воспроизводящие мотив укрощения быка, имеют характер посвящения, инициатических испытаний (тавромахия). Ярость быка, его дикость, является эпитетом для богов войны, воинского неистовства, духа битвы, необходимого для победы.
В Египте бычьи рога украшали храмы, гробницы, предметы утвари. Вот лишь некоторые из египетских божеств в облике быка: Апис — божественный бык Мемфиса, Ра — небесный бык, Осирис — земной бык, Мневис — божественный черный бык, Балкис —божественный бык Фив.
Наиболее почитаемым божеством был черный бык Хапи, которого греки называли Апис. Этот священный «бык луны» был, по поверьям, зачат от лунного луча. Он считался душой бога Мемфиса Птаха, а также был посвящен солярному богу Ра. Апис в образе небесного быка ежедневно оплодотворял Небесную Корову, богиню неба Нут. От него она рождала золотого теленка — солнечный диск. Египтяне верили, что ритуальный бег Аписа по полям приносит плодородие и достаток. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Верили, что после смерти душа Аписа воссоединяется с душой Осириса (отсюда имя Серапис).
В Месопотамии бык — символ плодородия и мощи; он соединяет в себе небесное влияние и земную силу. Бог неба — Ану, отец, покровитель и наставник всех богов. На голове у него тиара с рогами — символ величайшего могущества. Нанна, Син — это бог Луны, его эпитет — «бык с лазуритовой бородой». В колесницу сына Нанны, Ишкура, запряжены семь бурь; его называли «диким быком ярости». Ранние изображения Ишкура — в виде быка и льва (их рев слышится в раскатах грома). Одно из животных, соотнесенных с громом, — Небесный бык, которого посылает Инанне (Иштар) Ану, когда она хочет погубить Гильгамеша. «Я — прекрасная дикая буйволица моего отца Энлиля» — говорит о себе богиня грозы, распри и любви Инанна. Главным богом Вавилона был Мардук — крылатый бык, которого называли «теленком Уту», бога Солнца.
В мифологии хеттов и хурритов сам бог грозы Тешуб принимает образ быка и часто изображается как страж входа; у бога грозы два быка — Хурри (утро) и Шери (вечер).
Верховный бог, демиург и первопредок западно-семитской мифологии, Илу, именовался быком и олицетворял плодоносящее начало. Адад, Рамман и Баал — солярные боги плодородия, бури и грома — ездили на быках и звались "быками небесными».
В Древней Индии «красным быком, дающим жизнь», называют Дьяуса; это отец-небо, порождающий все во Вселенной. Считается, что он — отец Индры, «быка быков» и Агни, бога огня. Ушас — заря, дочь Дьяуса — выезжает на колеснице, запряженной алыми конями или быками, и открывает небесные врата. Имя Дьяуса, означающее «отец дня», имеет точные соответствия в древнегреческом языке (Зевс) и латинском (Юпитер).
Богом света, богом Луны является Сома; он — оплодотворяющая влага, «семя неба»; он обладает природой света, разлит между небом и землей. Сила, придаваемая божественным напитком сомой, часто приравнивается силе быка.
Существует мифологический мотив о превращении Рудры в быка и его браке с землей, принявшей облик пятнистой коровы. От этого брака родились 37 сыновей-воинов, ставших спутниками Индры.
В Ригведе гром — рев быка, молния — его рога, а дождь — его семя, оплодотворяющее землю. Существует мнение, что санскритские слова «бык» и «дождь» произошли от одного корня. О боге грозы — Индре — говорится, что он разъяренный, как бык, а его могучая сила сравнивается с мужской небесной силой. Бык является атрибутом Агни — «Мощного Быка» — и формой Индры в его плодородном аспекте, отсюда идет обычай приносить ему в жертву по сто быков (гекатомба).
В индуистской мифологии в виде белого быка обычно изображается Нандин, слуга, привратник и друг Шивы, сопровождающий музыкой космический танец бога. Нандин считается ездовым животным Шивы и рассматривается как его зооморфная форма.
Бог подземного мира Яма изображается с головой быка или буйвола; его ездовое животное — черный буйвол.
В Древнем Иране первыми творениями Ахура Мазды были Первозданный Бык — белый и сияющий, как Луна, первый человек по имени Гайа Мартан и первое растение. Первозданных живых существ боги принесли в жертву: истолкли растение, заклали Быка, убили человека, — и из их плоти возникли семена, твари и род людской. Когда Первозданный Бык умер, осталось божество Геуш Урван, Душа Быка. Оно является покровителем стад, с которым соединяются души всех быков, закланных при жертвоприношениях; к нему обращаются, чтобы тучнели пастбища. Но если где-то нарушаются предписания, Душа Быка бросается туда, чтобы наказать виновного и восстановить справедливость.
В минойской культуре бык был одним из наиболее почитаемых священных символов, выражавших могущество, силу и плодородие. На Крите из рогов быка возводились алтари, в виде бычьих голов изготавливались сосуды для жертвенных возлияний — ритоны; известны также акробатические игры с быком — тавромахия. Эта культура названа по имени царя Миноса — мудрого правителя, одного из трех сыновей финикийской царевны Европы, похищенной Зевсом-быком. Бык, посланный из моря Посейдоном — огромный, белый, прекрасный — для подтверждения права Миноса на власть, становится причиной трагедии: рождения Минотавра Пасифаей, женой Миноса.
Тезей, вступающий в поединок с этим чудовищем, человекобыком, — герой греческой мифологии, унаследовавшей богов Крита. Знаменитая гекатомба — жертвоприношение ста быков — упоминается в «Илиаде» Гомера. В «Одиссее» черные и белые быки Гелиоса пасутся на острове Триникрия, представляя день и ночь.
У древних греков бык был атрибутом Зевса и Афродиты, у римлян связан с Юпитером, Венерой и Европой. Диониса, необузданного бога плодоносящих сил земли, растительности и виноделия, изображали с рогами, а иногда и с головой быка.
В Древнем Риме во время тавроболий — обрядов жертвоприношения быка — посвящаемого обливали бычьей кровью, символизировавшей жизненную силу.
В митраизме вся мифологическая жизнь Митры, Непобедимого Солнца, связана с солнечным циклом. Митра укрощает быка, который символизирует душу мира, его производительные силы, источник весеннего расцвета жизни. Выполняя волю Юпитера-Ормазда, Митра убивает быка, принося его в жертву. И происходит чудо: из тела быка родились все полезные травы и растения; семя его, «собранное и очищенное луной», дало жизнь всем видам полезных животных, а его душа, охраняемая собакой, верным спутником Митры, поднялась в небеса, где, обожествленная под именем Сильвана, стала защитником стад.
К античным временам восходит культ быков в мифологии Северной Европы. У кельтов боги-быки символизируют силу и мощь. Для друидов бык — это солнце, а корова — земля. У скандинавов бык — атрибут Тора, бога грома, бури и плодородия, кроме того, он посвящен Фрее.
По славянским преданиям, священный золоторогий Бык-Тур — могущественная творческая сила Bceленной, носитель плодородия, символ мужества, храбрости. Древний культ Солнца-быка — бога скотоводов и воинов — проявлялся не только в том, что люди приносили в жертву быков или лепили из теста ритуальные фигурки бычков и коровок, весь мир представлялся огромным быком. К нему обращались как к тотемному предку: «Бык-боже! Царь-отец!». С тех времен и сложилось представление про бога, который управляет молнией и громом и оплодотворяет землю дождем.
В Библии, в насыщенной мистической символикой картине явления бога иудейскому пророку Иезекиилю, присутствуют четыре таинственных животных с лицами человека, льва, тельца и орла. Последующая христианская традиция видела в четырех животных видения Иезекиля символику четырех евангелистов: орел — св. Иоанн, лев — св. Марк, бык — св. Лука и человек — св. Матфей. Символика «четырех ликов» истолковывалась как величественные атрибуты животных-царей: лев — сила, орел — небесное парение, к которым добавлена разумность человека и жертвенность тельца.