Фома Аквинский
Фома Аквинский
(1224-1274)
Средневековый теолог и философ, один из крупнейших представителей схоластики.
Биография
Св. Фома родился в семье видного итальянского феодала графа Ландольфа близ местечка Аквино в Неаполитанском королевстве. Родители Фомы предназначали ему духовную карьеру, рассчитывая, что он станет аббатом монастыря Монте Кассино, самого могущественного в этой части Италии. Там он и воспитывался с пяти лет. Несмотря на требования семьи, Фома не захотел оставаться в бенедиктинском монастыре и в 1244 году вступил в совершенно новый орден – доминиканский. После обучения в университете Неаполя он отправился в Парижский университет, где и встретился со своим будущим учителем – Альбертом Великим. Вместе с Альбертом Фома провел четыре года в Кельнском университете.
Затем начался период странствований Фомы (по традиции доминиканского ордена). Он посетил самые крупные университеты Рима, Болоньи, Неаполя. Около десяти лет (1259-1268 гг.) он находился в Риме при папском дворе, где закончил начатое еще в Париже произведение «Сумма против язычников» (называемое также "Философской суммой"). Оживление латинского аверроизма побудило Папу направить Фому в Парижский университет.
Ничтожность и суетность всего мирского, в том числе своей работы, открылась Аквинату перед смертью, ее непостижимой тайной и ожиданием встречи с Богом. 7 марта 1274 года по пути в Лион Аквинат скончался в возрасте 54 лет. После смерти ему был присвоен титул "ангельский доктор", а в 1323 году решением папской курии он причислен к лику святых римско-католической церкви.
Основные произведения
«Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)» (1261-1264)
«Сумма теологии» (1265-1273)
О философии
Фома Аквинский первым попытался ясно описать разницу между философской рефлексией и теологией. Есть две разновидности знания – естественное (философское, научное) и сверхъестественное (знание через веру – благодать). По Фоме Аквинскому, философия как школа естественного созерцания является важным элементом, необходимым для полного развития человеческой природы.
О философии бытия
Сердцем философии св. Фомы является метафизика, философия бытия. В каждом бытии он разграничивает сущность (essentia) и существование (esse). Для него каждая вещь через существование соприкасается с Богом. Но для существования всех вещей необходимо нечто такое, что само по своей природе является существованием. В нем нет разницы между сущностью и существованием, потому что сущность этого нечто является существованием (essentia = esse). Это ядро всякого существования, существование по сущности, св. Фома называет Богом.
Отношение Бога к миру
Бытие, сущностью которого является существование, является причиной всей действительности. Бог находится у источника всякой вещи и все пронизывает: "Бог есть существование всего не по сущности, но как причина". Сама философия открывает нам присутствие Бога абсолютно в каждой вещи в качестве источника существования. Бог есть то, чем "мы живем, движемся, существуем". Бог, находящийся в самой глубине вещей, одновременно с этим бесконечно превосходит каждую вещь. Это тайна, которая не может быть постигнута.
О счастье
Бог как путь, истина и жизнь отождествляется Фомой Аквинским со счастьем: "Бог по своей сущности является счастьем, которое не принадлежит ничему иному". Никто по своему существу не может быть счастлив, но может быть счастлив в той мере, в какой он приближается к Богу, то есть к Тому, Кто является самим счастьем.
О человеке
Человек, по мнению св. Фомы, имеет рациональную природу: "Разум есть могущественнейшая природа человека". Назначение человека – понимать и действовать с пониманием. Человеку природным образом свойственно постигать цель, к которой тяготеет всякая вещь, природный порядок вещей, завершением которого является высшее благо – Бог.
О свободе человека
В земном измерении разум знает добро и зло в вещах и действиях, что ниже Бога, а потому наша воля свободна хотеть или не хотеть нечто из земных ценностей. Это и есть суть свободной разумной воли: разум – причина свободы. Человек свободен в том смысле, что, идя к цели, он ведет себя сам. Человек грешит именно потому, что свободен – свободен удаляться от цели и забывать универсальные законы, открываемые разумом и Откровением божества.
О добре и зле
Для Фомы Аквинского исток физического и морального зла – возможность конечного бытия, в рамках которого нам знакомы мутации и смерть, свобода рациональных существ, не признающих своего родства с Богом. Зло – в неподчинении Богу, утрате связи и памяти о фундаментальной зависимости от него. Корень зла в порче духа и свободы.
О душе и способности к познанию
Фома Аквинский определяет человека как микрокосм, как целостность. Оформляющим началом этой целостности является душа. Душа содержит всю природу человека – от самых низших до самых высоких ее проявлений. Чем сильнее в человеке душа, чем больше душа доминирует над материей, телесным началом, тем больше в человеке способность к познанию. Те или иные типы чувственного или умственного познания не существуют в чистом виде. На каждое впечатление отзывается как бы весь человек. При этом познание всегда обогащает познающего.
О страстях
У Фомы Аквинского речь идет о том, чтобы правильно понять природу страстей и познать то, чем они являются по отношению к той неизмеримо богатой и таинственной целостности, какой является человек и его природа. Согласно Фоме, страсти не принадлежат сфере ума. Для него существует только две умственные, две духовные способности – интеллект и воля. Страсти, желания, эмоциональные переживания находятся во внеразумной сфере человека, в той сфере, которой обладают как люди, так и животные. Это та область, над которой должна главенствовать освященная интеллектом воля.
О любви
Любовь, утверждает Фома Аквинский, в основании своем всегда является страстью и становится истинной любовью в той мере, в какой она преобразуется актом воли, и из страстной любви переходит в любовь духовную. Фома разграничивает любовь на два рода. Первый, низший, – это любовь-вожделение, в которой всегда есть стремление к нашей выгоде, стремление к возмещению наших недостатков. Истинная любовь основывается на стремлении установить единство между любимым и любящим без размышлений о том, принесет ли это какую-либо выгоду или нет. Этот поиск истинного добра в приязни Фома называет дружеской любовью.
Цитаты
••• Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это прежде всего необходимо потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью. ••• Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таковом качестве он должен обладать наивысшим совершенством. ••• Бог есть первопричина всех вещей как их образец. ••• Бог не нуждается вовсе в образе и не имеет его в Себе. Бог действует в душе без всякого средства, образа и подобия. Он действует в основе, куда не достигал никогда ни один образ, кроме Него Самого, кроме Его собственной сущности.(с.30,1) ••• Бог есть само благо и красота. ••• В божественной премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называли идеями или образцовыми формами в уме Бога. ••• Самый порядок, существующий в вещах, которые так сотворены Богом, обнаруживает единство мироздания. ••• Зло, состоящее в несовершенстве действования, неизменно имеет свою причину в несовершенстве действующего лица. Однако в Боге нет никакого несовершенства… Поэтому зло не может быть возведено к Богу как к своей причине. ••• Человеческая душа, именуемая интеллектом или умом, есть нечто бестелесное и самосущее. ••• Чувственная душа не осуществляет какого-либо собственного действия через самое себя, но всякое действование чувственной души принадлежит сочетанию души и тела. ••• Человек есть не только душа, но нечто, составленное из души и тела. ••• Не форма определяется материей, а скорее материя формой; в форме надлежит искать основание, почему такова материя, а не наоборот. ••• Бог именуется прекрасным как причина мировой гармонии и ясности. ••• Телесное зрение есть начало чувственной любви, и подобным же образом созерцание духовной красоты есть начало духовной любви. |
Литература
1. Антология мировой философии. Т.1, Ч.2. — М., «Мысль», 1969
2. Символ — Париж, 1995, № 33
3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., «Мысль», 1982 .