Гора
Гора воплощает в себе идею вертикали, мировой оси или центра мира. Мировая гора в космогонии разных народов поднимается из вод первозданного Океана, организуя пространство и время. Классический образец мировой горы — гора Меру. В индуистской космографии земля описывается как плоский диск, в центре которого возвышается гора Меру. Ее ось пронизывает разные планы мироздания, соединяя небо, землю и подземный мир. Вершина горы — точка соприкосновения с миром небесным, обитель богов неба и земли. Во всех традициях считалось, что божества обитают на вершинах гор или используют их для явления своей сущности. Являясь и осью, и центром, гора считается местом перехода с одного плана на другой, лестницей в Небо, местом общения с богами. Многие храмы и ритуальные сооружения находятся на горе или повторяют ее форму. Достаточно вспомнить древнеегипетские пирамиды или вавилонские зиккураты с семью ярусами, которые знаменуют семь небес, а также пагоды, храмы, ступы — священные буддийские сооружения, похожие на курган. Даже названия вавилонских храмов говорят об их родстве с горами: «Гора бурь», «Дом горы всех Земель», «Мост между Небом и Землей».
Горы почитались не только как места обитания богов, но и как воплощение светлой божественной силы. Как пишет лама Анагарика Говинда, священные «горы становятся символами высших устремлений человечества, вехами в вечном стремлении к совершенству, знаками, указующими за пределы наших земных интересов, в бесконечность вселенной, из которой мы произошли и которой мы принадлежим". Восхождение на священную гору символизирует духовный подъем, отречение от мирских страстей, движение к вечному, в чем и заключается смысл паломничества.
Священные горы связаны с вечностью, с существованием мира, их не поглощают воды Потопа: если миру и суждено погибнуть, они исчезнут последними.
В Китае, по даосским преданиям, бессмертные жили на пяти плавучих горах-островах, не доступных простым смертным. С горами связан и культ предков: Медведь-гора, Крыло-гора почитались как гора-предок, как место ухода предка. Считалось, например, что под горой Тайшань находится другой, подземный Китай, где собираются души умерших. А дух этой горы рассматривался как божество рождения и смерти.
Гора как источник жизни дает начало крупнейшим рекам, обеспечивающим плодородие. Так, с горы Кайлас расходятся на четыре стороны света великие реки Азии - Брахмапутра, Инд, Сатледж и Карнали. В Китае на горе Куньлунь находится исток великой Желтой реки — Хуанхэ.
В горах образуются дождевые тучи, несущие дождь, небесную влагу, источник жизни. В Месоамерике гора Тлалок была священным символом великого бога дождя и плодородия Тлалока.
В западной традиции гора-символ появляется в легенде о Граале: это Монтсальват, «гора исцеления", на вершине которой находится недоступный замок, воплощающий идею нравственной чистоты.
В Древнем Египте, согласно космогонической версии Гелиополя, из вод Нуна, первозданного океана, поднимается холм Бен-Бен, созданный богом Атумом, который из Нуна творит все сущее. Из Нуна рождается и Хапи — божество, почитавшееся как «высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием». Истоком реки Нил является ущелье Гебель-Сильсиле, где из подземного царства выходят «ключи Нила». Горы на запад от Нила являются входом в подземный мир, там правит богиня Хатор, владычица некрополя. Согласно «Текстам Пирамид», умершего фараона приводят на гору по лестнице к «большому сидению», чтобы он приобщился к богам — «Хозяевам гор».
Согласно шумерской космогонии вначале все мировое пространство было заполнено океаном. В его недрах таилась праматерь Намму, в чреве которой возникла космическая гора с вершиной «из блестящего олова». На этой горе жил праотец богов Ан. Внук Ана, бог войны и плодородия Нинурта завалил подземный мир Кур грудой камней, чтобы могучие воды Кура не могли больше подниматься на поверхность земли. Нинурта благословил Хурсаг, «лесистую гору», чтобы гора могла производить все виды лекарственных трав, вино, мед, различные деревья, золото и другие металлы, а также всех «четвероногих тварей". «Владычицей лесистой горы» — Нинхурсаг — стала мать Нинурты, получившая это имя: «Пусть же холм, что насыпал я, герой, впредь зовется Хурсаг, и ты будешь — Нинхурсаг».
В Древней Индии священными были холмы и горы, особенно Гималаи (Химават), в которых видели подножие горы Меру — центра Мира. От вершины по четырем сторонам света стекают четыре реки — символы четырех океанов, которые, согласно индийским мифам, омывают мир. На каждой из четырех гор, окружающих Меру, стоит по огромному дереву, указывающему соответствующую сторону света. Через вершину Меру лежит путь в Амаравати, царский град Индры; змей Васуки опоясывает эту гору. На горах, по преданиям, обитали боги. Как обитель бога Шивы почиталась Кайласа, куда отправился на поиски магического оружия Арджуна, герой «Махабхараты».
В мифе о пахтании океана боги и асуры используют гору Мандару в качестве мутовки, установив ее на панципе гигантской черепахи, опустившейся на дно океана. Бог Шива во время разрушения крепости асуров Трипуры использовал Мандару как ось для своей колесницы и как дугу для лука.
В Древнем Китае сотворение мира связано с перворожденным Пань-гу, который перед самой смертью «преобразился: его дыхание стало ветром и облаками, голос — громом, левый глаз — солнцем, правый глаз — луной, его конечности и костяк — четырьмя сторонами света и пятью великими горами». Среди пяти священных гор особо почиталась гора Тайшань — символ востока. Ее божеству-повелителю, судье загробного мира были посвящены храмы по всей стране; дочь этого божества, даосская богиня Тайшань, покровительствовала рождению детей.
В мифические времена можно было забраться на небо или спуститься на землю по особым лестницам в виде гор или деревьев. Мировая гора в Китае — Куньлунь, которая как бы соединяла землю с небом, по преданиям там жили Фу-си и Нюй-ва. Куньлунь представляли как нижнюю столицу небесного правителя Шан-ди. Там были висячие сады, нефритовый источник, нефритовый пруд, персиковые сады Владычицы Запада — Си-ван-му.
В древних сказаниях Японии высокие горы спустились с небес. «Спустившаяся с неба Небесная Кагуяма» упоминается в песнях «Манъёсю». По мифу, на этой горе добывалось все необходимое для магических действий при извлечении солнечной богини Аматэрасу из грота. Нисхождение с небес совершают и боги. Они могут сойти с Равнины высокого неба, раздвигая «восемь слоев облаков», как это сделал, например, Ниниги — потомок Аматэрасу. Чтобы править на земле, он спустился на вершину горы Такатико в Цукуси (древнее название острова Кюсю).
Имена божеств водных потоков — Ёсино, Уда, Цугэ — совпадают с названиями высоких гор, откуда берут истоки некоторые реки Японии. Там находятся храмы, посвященные божествам источников. Храмами и святилищами окружена священная Фудзияма, ставшая символом Японии. Существует множество преданий о браках божества горы Мива с земными девами. Дочь одной из них становится супругой императора Дзимму, с которого ведет начало мифическая история японского государства.
В Древней Греции обителью богов был Олимп — высочайший горный массив в северной Фессалии. Согласно Гесиоду, на горе Олимп обитают бессмертные боги во главе с Зевсом. Они принимают в свой круг лишь лучших из героев. Таков, например, Геракл, чье восхождение на Олимп началось с совершения 12 подвигов. С Олимпа Прометей принес людям искру божественного огня, добытую в горниле Гефеста. С рождением Зевса предания связывают гору Ида (или гору Дикта) на Крите.
На горе Геликон, согласно мифам, пребывали музы- покровительницы искусства. Там же, на Геликоне, находился источник Гиппокрена («лошадиный источник»), его выбил ударом копыта крылатый конь Пегас. Вода источника дарует вдохновение поэтам.
Библейской священной горой по преимуществу является гора Синай: здесь Господь явился Моисею в неопалимой купине, а позднее пророк получил на ней 10 заповедей. Ее название переводится как «лунная гора». Эту гору считают священной иудеи, христиане и мусульмане. Кроме Синая, традиция отмечает целый ряд гор: Сион (царская резиденция Давида), Оливет (местопребывание Яхве), Мориах (храм Соломона в Иерусалиме), Арарат (миф о Потопе).