Кадуцей
Слово «кадуцей» в переводе с греческого означает посох вестника, знак его полномочий. Это жезл, обвитый двумя змеями и увенчанный крыльями. Жезл — символ власти, силы и могущества, это вертикаль, ось мира, по которой между небом и землей могут перемещаться боги — посланники и посредники. Крылья символизируют воздушность, способность пересекать любые границы. Двойная спираль, сформированная змеями, — символ космической энергии, двойственности и единства противоположностей. Сами змеи – плодотворные силы земного и потустороннего миров.
С давних времен этот символ ассоциировался с божественными силами в Шумере и Вавилоне, в Египте и Индии. Его носили индийский Брахма, египетский Анубис, финикийский Ваал, Гермес у греков и Меркурий у римлян.
Кадуцей — атрибут греческого бога Гермеса, вестника богов. По легенде, кадуцей был изготовлен Гефестом для Гермеса, который передал его своему сыну Керику, от которого пошел род глашатаев. По другой версии, Гермес получил свой жезл от бога Аполлона. Этот жезл был пастушеским посохом Аполлона, сделанным из лавра или оливы, он оканчивался кольцом, увенчанным полумесяцем.
Римский Меркурий получил свой жезл из прута орешника, вокруг прута боролись змеи, которые замерли при его появлении. Своим дыханием Меркурий побудил ореховый прут к цветению, а на верхушке появился орех — надвершие. С тех пор кадуцей изображается с крыльями и обозначает союз между миром подземным и высшим.
В Месопотамии найдено несколько изображений кадуцея. Бог Нинурта изображен с жезлом, обвитым двумя змеями на чаше царя Лагаша Гудеа. На другой чаше два зверя, «птицы-львы», отворяют двери святилища, за которыми виден великий бог Нингишзида в виде двух переплетающихся змей. На одной из шумерских печатей показан бог, восседающий на троне перед кадуцеем, в руках у него — чаша с напитком бессмертия. Бог, связанный со змеями, исцеляет все болезни — физические и духовные. Это толкование было заимствовано греческой культурой (Асклепий, Серапис) и сохранилось в эмблемах до настоящего времени.
В религии иудеев кадуцей был известен как жезл Аарона — так назывался атрибут родоначальника еврейских первосвященников. Этот жезл, имевший форму кадуцея, использовался в иудейской церемонии посвящения. Издревле считалось, что в нем была заключена сила священного огня.
В христианстве кадуцей становится атрибутом Богоматери — Софии. На древних иконах София в правой руке всегда держит скипетр (кадуцей), то есть длинное белое древко с заостренным концом.
В кадуцее можно увидеть сочетание четырех элементов: прут — земля; крылья — воздух; змеи — огонь и вода (колебание волн и языков пламени).
В алхимии кадуцей стал символом единства противоположностей серы и ртути, силы трансформации, сна и пробуждения, растворения и коагуляция.
По определению Е.П.Блаватской, «кадуцей — это космический, сидеральный или астрономический, а также духовный и даже физиологический символ; его значение меняется вместе с применением. Метафизически Кадуцей изображает падение первичной и изначальной материи в грубую земную материю; единую Реальность, становящуюся Иллюзией. Астрономически голова и хвост представляют точки эклиптики, в которых планеты и даже солнце и луна встречаются в тесном объятии. Физиологически это символ восстановления утерянного равновесия между Жизнью как целым, и токами жизни, выполняющими разные функции в человеческом теле».