КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ
Автори: Джилад Соммер
Проблема беспокойства затрагивает всё человечество.
Беспокойство это форма тревожности и её создают повторяющиеся по кругу мысли относительно события, которое возможно произойдет в будущем. Так проявляется неконтролируемый ум, а последствия этого — усталость, рассеянность и неспособность жить настоящим моментом.
Никто не хочет беспокоиться, но как ни странно это звучит, нам часто кажется, что отсутствие беспокойства означает равнодушие, или что мы отрицаем вероятность неудач в будущем.
Следовательно, для того чтобы перестать беспокоиться, для начала нужно практиковать основной философский принцип — Познай Себя. Главное, нам необходимо понять наш ум — ту часть нас самих, о которой мы, следует признать, знаем немного.
Когда человек получает в руки новый инструмент, будь то смартфон либо дрель, первое что он делает — изучает механизм инструмента: как его держать и, что ещё важнее, как им управлять.
К сожалению, мы не прилагаем аналогичных усилий, чтобы научиться контролировать свой ум. Мы только запускаем его и позволяем уму действовать автоматически, предполагая, что нам не нужно прилагать никаких усилий для лучших результатов.
И тогда наш мозг начинает воспроизводить случайные ноты вместо красивой музыки, которую он мог бы создать.
Многие цивилизации прошлого — те, которые направляли свои усилия не на развитие технологий, а на понимание действительности и человека, — рассматривали ум как сложную сущность с различными чертами, как положительными, так и отрицательными.
В целом, мы можем говорить о двух разных аспектах ума - низшем (ум) и высшем (разум). В эзотерическом Буддизме, например, их назвали Кама-манас (ум желаний) и Манас (чистый разум).
Беспокойство — это инстинктивный механизм ума желаний, который связан с выживанием. Мы волнуемся из-за наших желаний, будь то желание, чтобы что-то произошло или желание, чтобы нечто не происходило. Оно появляется вследствии ускорения. Подпитывая одну беспокойную мысль, мы способствуем размножению ей подобных, пока не останется других мыслей кроме беспокойных — тирания ума над телом и эмоциями.
Чтобы контролировать низший ум, нам нужно задействовать Манас, высший разум, который связан с интеллектом — однокоренным словом с латинским lectum - выбор.
Имея ввиду такую этимологию, мы понимаем интеллект как способность делать мудрый выбор. Когда наш интеллект развит, мы можем отличить полезные, плодотворные, хорошие мысли для нас и окружающих от мыслей, продиктованных желаниями, эгоистических, разрушительных и бесполезных.
Интеллект также помогает нам применять древние учения Стоиков, в частности Эпиктета, который призывал нас разделять то, что от нас зависит, а что — нет. Это полезное упражнение — рассматривать обстоятельство, которое нас беспокоит, и понимать, сможем ли мы изменить или повлиять на него или нет. Если можем, тогда нам следует быть активными и делать всё, что позволяют возможности, чтобы создать положительный результат. Действие может быть очень эффективным лекарством от беспокойства.
Если же мы не можем ничего изменить, тогда и нет смысла беспокоиться, просто потому, что это никак нам не поможет. В случае, если беспокойство уже овладело нами, будет полезной смена обстановки — заняться чем-то другим и отвлечь больной ум, желательно в положительном и здоровом ключе, будь то прогулка на природе, разговор с другом на иную тему, интересное чтение, внимательное прослушивание успокаивающей музыки или что угодно, что даст нашему уму отдохнуть.
И так, возможно, нам удастся приподнять наше сознание и посмотреть на вещи под другим углом.
«Новый Акрополь» США, штат Северная Каролина. 31 января 2015 г.