Камень
Основные качества, которые символизировал камень во многих древних культурах, — вечность, целостность, постоянство, сила. Твердость и надежность камня всегда впечатляла людей как антитеза изменения, упадка и смерти, как противоположность пыли и песку — продуктам разрушения.
Камень является символом бытия, жизненных сил, заключенных в неодушевленной материи, порождающей и творческой силы природы. Камень, скала, гора, дерево — все эти понятия символически взаимосвязаны и могут представлять Космос во всей его полноте. Камень является также символом земной оси, центра, священного средоточия, где сходятся все плоскости бытия — небо, земля и нижний мир.
Эта центральная точка считалась местом возможного присутствия бога на земле, поэтому во многих традициях камни могли обозначать божество и служили объектами религиозного поклонения. Камни служили для обозначения священных мест, границ, как памятники знаменитым людям, а в качестве надгробных памятников напоминали о вечной жизни. Камень имел символическое значение основы, оплота, основания дома и храма; неотъемлемой частью культов многих народов был каменный жертвенник или алтарь. Алтарь служил сакральным центром, связывая конкретное пространство обитания с пространством космоса, с небом, с божеством.
В силу своей законченности и неизменности камни часто символизируют Самость. «Хотя человек не имеет ничего общего с камнем, глубочайший центр человеческой психики странным и особым образом похож на него (вероятно, потому, что камень символизирует просто существование в максимальном удалении от эмоций, чувств, фантазий и неугомонного в своих поисках самосознания). В этом смысле камень передает, возможно, простейшее и одновременно глубочайшее ощущение — ощущение вечности, возникающее в моменты, когда человек чувствует себя бессмертным и неизменным.» ( «Человек и его символы», Мария- Луиза фон Франц).
У древних египтян камни своей прочностью и неподверженностью влиянию времени ассоциировались с вечной жизнью и изначальными временами, когда, согласно гелиопольской традиции, бог-демиург сотворил бен- бен – первый участок суши. Каменный столб-обелиск бен- бен являлся фетишем бога солнца Ра, почитался в храмах и воспринимался как связующее звено между видимым земным миром и миром божественным. В некоторых текстах Нового царства камень, шедший на изготовление статуй и постройку храмов, именуется священным.
Месопотамия В «Эпосе о Гильгамеше» — а это третье тысячелетие до нашей эры — камень растет и цветет в подземном царстве на самой границе миров — жизни и смерти.
На двенадцатом поприще свет появился,
Поспешил он, рощу из каменьев увидев:
Сердолик плоды приносит;
Гроздьями увешан, на вид приятен.
Лазурит растет листвою —
Плодоносит тоже, на вид забавен.
Гильгамеш, проходя по саду каменьев,
Очи поднял на это чудо.
В «Эпосе о Гильгамеше» дорога по царству смерти, подземному, конечно, называется горной.
Во времена создания «Эпоса о Гильгамеше» в Шумере знали камень в качестве строительного материала («огражденный Урук»), материала, годного для изготовления украшений («надела украшения, достойные груди», колесница «с золотыми колесами, с янтарными рогами»); там разбирались в рудах и металлах («Секиры отлили большие, топоры они отлили во три таланта»); имели представление о метеоритах («Как камни с неба крепки его руки») и даже писали на камне («Рассказ о трудах на камне высек»); и все эти полезные и ценные свойства камня — цветение в том числе — считались естественно ему присущими.
В древнеиндийской мифологии камень был символом неисчерпаемой творческой мощи и энергии. Каменный образ Шивы имеет форму лингама, каменной колонны, покоящейся на йони — женском символе. Лингам всегда занимает священное место в храмах Шивы.
В вишнуизме почитают шалаграмы — камни, похожие на крупную гальку. Их считают воплощениями Вишну. Брахманы-вишнуиты стараются держать такой камень на домашнем алтаре.
У индусов нет сомнения, что камни можно считать живыми. Крупные камни-монолиты могут быть магическими покровителями селения, тогда они устанавливаются в святилище, им подносят дары.. Ставят камни и в честь умерших, тогда камень превращается в обитель духа усопшего и хранит часть его жизненной энергии. Считается, что с любым камнем нужно обращаться бережно, время от времени совершая ему жертвоприношения.
Композиции из необработанных натуральных камней (каменные сады) играют важную роль в культуре Японии. Искусство каменных садов издавна и неразрывно связано как с дзен-буддизмом, так и с синто, в котором обожествляются деревья, камни, воды, где обитают ками, невидимые духи природы. Концепциям и символике этих садов посвящены многочисленные трактаты с предписаниями строгих ритуалов. Первым таким руководством была Сакутэй — ки (Тайная книга садов), напоминающая читателям о божественных ками, населяющих камни. Этот трактат предназначен для создателей композиций из камней. Их расположение выглядит совершенно случайным, но тем не менее воплощает утонченнейшую одухотворенность. Место, предназначенное для встречи с божественным, должно быть свободным и чистым. Сады из камней на песке вдохновляли монахов на созерцание пустоты. Наравне с монохромной живописью и поэзией такие сады были составной частью учения дзен — пути к озарению.
В Древней Греции камень присутствует во многих мифологических сюжетах и связывается со многими божествами. Бог Кронос, боясь быть свергнутым с трона сыном, проглатывал своих новорожденных детей. Однако его супруга Рея, чтобы сохранить очередного ребенка, пошла на обман: она закутала в пеленки камень, и Кронос проглотил его, а Зевс остался жив, вырос в укромном месте и впоследствии победил своего отца. Камень, который изрыгнул Кронос, Зевс выставил позже в Дельфах, где он почитается как омфал, «пуп земли».
С помощью камней Девкалион и Пирра, единственные спасшиеся от потопа люди, возродили человеческий род. По совету Зевса, они должны были бросать через голову «кости праматери». Догадавшись, что бог имеет в виду камни - кости всеобщей матери людей Земли, они выполнил приказ. Из камней, брошенных Девкалионом, возникали мужчины, из брошенных Пиррой — женщины.
В святилище Пафосе на Кипре почитался камень бетил – неиконический образ Афродиты. В виде черного конусообразного камня иногда изображается Кибела, великая мать богов.
Имя Гермеса понимается как производное от греч. έρμα- груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами - охранителями дорог, границ, ворот; повреждение герм считалось святотатством. Гермес - бог переходных, промежуточных состояний, который не только устанавливает границы, но помогает пересекать их.
В римской мифологии божество границ, межевых знаков, разделявших земельные участки — Термин; он также символизировался (обозначался) квадратным камнем. Этот камень, часто увенчанный головой бога, ставился на границе между территориями и на пересечении важных дорог. В Капитолийском храме был помещен изображавший Термина камень, что символизировало нерушимость границ Рима и их постоянное расширение. В первом святилище Юпитера на Капитолийском холме стоял храм, в котором находился священный камень. На этом камне члены одной из жреческих коллегий освящали клятвы, которые приносились именем «Юпитера- камня».
Самый известный из британских мегалитов — Стоунхендж был воздвигнут магом Мерлином из каменных глыб, перенесенных из Ирландии в Британию. В Ирландии они образовывали Кольцо (Хоровод) Великанов на горе Маунт Киллариус. Ориентация мегалитов Стоунхенджа по оси северо- восток — юго- запад позволяет предположить, что это сооружение использовали как астрономическую обсерваторию и как храм солнечного божества.
В мифологии ирландских кельтов Камень Судьбы или Лиа Файл — одно из сокровищ богов Туатха Де Данаан. По легенде, они принесли его с собой из Галиаса; впоследствии он попал в руки смертных королей Ирландии. По традиции, лишь тот становился правителем Ирландии, под кем камень громко вскрикивал. Важнейшее для всякой космологии понятие центра олицетворялось именно камнем Файл. Лиа Файл находился в Таре, королевской резиденции правителей Ирландии и одном из двух важнейших сакральных центров страны. Вторым сакральным центром Ирландии был расположенный к западу от Тары Уснех, где находился знаменитый Камень Делений, у которого, по преданию, друидом по имени Миде был зажжен первый священный огонь Ирландии.
Описание сна Иакова в Ветхом Завете — это пример того, как тысячелетия тому назад люди считали, что божественный дух может пребывать в камне. По дороге в Харран в месте, которое он затем назвал Вефиль («дом божий»), Иаков увидел вещий сон: лестница, стоящая на земле, касалась неба и по ней восходили и нисходили ангелы Яхве. «Иаков пробудился от сна своего и сказал - истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал… И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому Вефиль». Для Иакова камень был составной частью откровения, посредником между ним и богом.
Краеугольным камнем в смысле стойкости и мощи духа называют Христа. «Краеугольный камень — древний и многозначный библейский символ. За восемь веков до нашей эры пророк Исайя называл так духовные основы жизни общества… Залогом победы является Краеугольный камень веры и правды, дарованный миру. Исайя связывал этот дар с таинственным Избавителем, потомком царя Давида, Мессией, грядущим Христом. Он соберет народы воедино и приобщит их к высшему божественному бытию. Он не будет похож на тиранов-поработителей. Его сила — это сила духа» (Александр Мень). Церковь основана на Христе, а верующие призваны быть последующими камнями здания Церкви. Одним из значимых камней в этом здании является апостол Петр, о котором Христос говорил: «...ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою... ».
В книге Откровения Иоанна читаем: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает». Белый Камень — это новое «я», мир, невинность, счастье и свобода от противоречий. В каком — то смысле он может отождествляться с алхимическим философским камнем, который символизирует примирение противоположностей, обретение единства, возвращение к центру, освобожденное, цельное «я». «Камень алхимиков символизирует нечто не исчезающее и не изменяющееся, нечто вечное. Некоторые алхимики сравнивали это с мистическим ощущением присутствия бога в собственной душе» («Человек и его символы», Мария- Луиза фон Франц).
Наиболее почитаемая святыня исламского мира — это черный камень в Мекке, к которому хоть раз в жизни должен совершить паломничество каждый мусульманин. Камень вделан в северо-восточный угол Каабы («Дом Бога») — святилища кубической формы, находящегося посреди обширного двора мечети Хаарам в Мекке. Это «место постоянного напоминания о вечном божественном Завете», сакральное место общения человека с Богом. Оно было указано ангелом Джибрилом (Гавриилом), который помогал Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу при строительстве мечети. В то время этот камень был белым и так сиял, что освещал ночью это святое место. Но со временем он стал черным от слез пилигримов и грехов мира. По легенде черный камень упал на землю еще во времена Адама, и когда-нибудь храм Каабы вместе со святым камнем опять вернется на небо, в небесную Каабу.
В русских сказаниях часто упоминается Алатырь, бел-горюч камень, «всем камням камень и всем камням отец». Из-под этого чудесного камня течет живая вода, которая дает пропитание и исцеление всем страждущим. Под ним «скрыта могучая сила, и сила эта не имеет предела». В народных традициях этот камень до некоторой степени связан с древним пророческим камнем на распутье, который предрекает судьбу путников, вырастая на пути богатырей и заставляя их выбирать, по какой дороге идти. У славян существуют многочисленные предания о святых — Николае-чудотворце или Илье-пророке, оставивших на камнях свои вечные следы.
Легенды об окаменевших предках и о людях, родившихся из камня и живы поныне. От седой древности у многих народов сохранилась традиции и сказания, повествующие о магическом камне, исполненном благодатных сил, упавшем с далекой звезды и блуждающем по свету тысячи лет, предупреждая о грядущих событиях. Этот камень появляется как высший знак благоденствия, как благословение той стране, куда он послан; предания гласят, что этот святой камень некогда принадлежал царю Соломону.
В древние времена мир воспринимался цельным, не разделенным на живую и мертвую природу. Камень полагали частицей живого космоса, способного оказывать спасительное или разрушительное воздействие на человека. Согласно представлениям того времени камни считались живыми — они росли, размножались, старели и умирали; обижались, помнили, мстили; исцеляли, предсказывали, двигались, говорили.