ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Кун - Цзы (Конфуций)


Кун-Цзы (Конфуций)

(551 - 479 гг. до н.э.)

Китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства — идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий.

Биография

Как гласит предание, Кун-Цзы родился в Цзюйфу, в царстве Лу, 21 августа 551г. до н.э. и жил до 479 г. до н.э. У его отца, Шулян Хэ, мужественного воина, было 9 дочерей от первой жены и сын-калека от второй. Так как никто из них не мог приносить жертвоприношения предкам, уже в преклонном возрасте Шулян-Хе ушел от своей жены и попросил руки одной из трех дочерей семьи Ян, младшая из которых стала матерью Кун-Цзы. Когда мальчику было три года, его отец умер. С раннего детства Кун-Цзы проявил склонность к ритуалам и церемониям.

Его семья была благородного происхождения, но из-за бедности в возрасте семнадцати лет он вынужден был занять второстепенную должность в государственной администрации – хранителя складов и смотрителя пастбищ семейства Ци – одного из наиболее влиятельных аристократических родов царства Лу. В то же время Кун-Цзы был учителем в традиционных школах, где дети знати обучались письму и арифметике, стрельбе из лука, управлению колесницами, музыке и ритуалам. Так началась его учительская карьера.

Почитая Лао-Цзы как учителя, он посетил его в Лои, духовной столице Китая того периода, и задал вопрос о сущности ритуала. Распрощавшись с Лао-Цзы, Конфуций сказал своим ученикам: «Я знаю, что птица летает, зверь бегает, рыба плавает. Бегающего можно поймать в тенета, плавающего – в сети, летающего – сбить стрелой. Что же касается дракона – то я еще не знаю, как его можно поймать! Ныне я встретился с Лао-Цзы, и он напомнил мне дракона». Кун-Цзы из Лои (царство Чжоу) возвратился в Лу, и число его учеников несколько возросло.

Размышляя на склоне лет о пройденном пути, Учитель сказал: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать я обрел самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал Волю Неба. В шестьдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала».

На службе у правителя царства Лу Конфуций был всего четыре года (501-497), последовательно поднимаясь по служебной лестнице. Появился реальный шанс претворить хотя бы часть учения на практике. Деятельность Конфуция-чиновника рассматривается как неотъемлемая часть самого учения, ибо личный пример играет в его учении решающую роль. Суждения должны подкрепляться делами, тем более когда речь идет о самом Учителе. Данные о деятельности Конфуция на посту управляющего уездом Чжунду весьма лаконичны: «Прошел год с тех пор, как Дин-гун назначил Кун-Цзы управляющим Чжунду, и с четырех сторон все стали подражать ему».

Позже он получает следующий пост – помощника начальника Управления общественных работ, затем назначается да сыкоу – это должность на уровне министра юстиции. В 52 года он занял один из высших чиновничьих постов царства Лу. Его методы были настолько эффективными, что через три месяца он реорганизовал администрацию. На этой высокой должности Конфуций пробыл около трех лет. Из-за интриг правителей соседнего царства Ци, опасавшихся усиления царства Лу, был нарушен ритуал жертвоприношения в храме Земли и Неба, в знак протеста Конфуций вынужден был покинуть свой пост и царство Лу.

Вместе с Конфуцием из Лу ушло несколько десятков его учеников. Начались годы странствий, полные невзгод и испытаний. На девятом году судьба, словно смилостивившись, ниспослала Конфуцию осуществление долгожданной мечты – высший чиновничий пост, на котором умудренный опытом мыслитель мог бы реализовать свои знания. Но, оказавшись перед нравственным выбором, он как «благородный муж» отказался от должности, чтобы не нарушать своих принципов. Демонстративно отказавшись от службы в царстве Вэй, он посвятил себя преподавательской деятельности и изучению классической литературы.

Еще через пять лет (в 484 г. до н.э.) он неожиданно получил приглашение на родину, в царство Лу, где за него хлопотали хорошо зарекомендовавшие себя его ученики. Вернулся Конфуций один, за год до этого в царстве Вэй скончалась его жена.

Он снова набирает учеников, стараясь передать им свой идеал «прямого» человека: каков человек, таково и правление в данном государстве. В 479 году он прервал свои занятия, чувствуя приближение конца.

Учителя похоронили на берегу реки Сышуй, в том месте, которое он сам выбрал незадолго до кончины. «Последующие поколения соорудили храм Учителя, где были собраны одежда, головные уборы, музыкальные инструменты, повозка, книги Кун-Цзы». Могила Конфуция стала местом паломничества.

Основные труды

Наиболее выдающиеся его работы – это комментарии к «И Цзин» (Книге перемен), «Лунь юй» – беседы и высказывания Конфуция, записанные его учениками и собранные в отдельное произведение после смерти Учителя. Кроме того, после Конфуция осталась пополненная им «Ши Цзин» (Книга песен), в которую вошли ритуальные песнопения и гимны, исполнявшиеся во время жертвоприношений, а также народные песни.

Основные идеи

Ли (ритуал)

Кун Цзы наполнил новым этическим значением этот принцип соблюдения традиционных ритуалов и обычаев: это видимое выражение космического и небесного порядка на земле. В то же время, речь идет о человеческой способности через понимание связи небесного и земного проявлять Справедливость во всех своих действиях.

Ритуал у Конфуция – это поистине каллиграфия сердца, и он далеко не исчерпывается бездумным соблюдением тех или иных правил благопристойности. Жизнь по ритуалу предполагает состояние неусыпного бдения, твердый контроль над собой, но контроль, не утесняющий природные задатки человека, и ведущий к единению культуры и природы:

«Почтительность без знания ритуала превращается в самоистязание. Осторожность без знания ритуала превращается в трусость. Храбрость без знания ритуала превращается в безрассудство. Прямодушие без знания ритуала превращается в грубость».

«Превозмогай себя, следуй ритуалу, и Поднебесная вернется к человечности». .

Жэнь (человечность)

Иероглиф жэнь состоит из знаков “человек” и “два”, т.е. он обозначал отношения между людьми. Принцип жэнь представляет собой гуманность и человеколюбие.

«Человек, наделенный человечностью, обладает пятью качествами: он учтив, великодушен, честен, прилежен и добр. Тот, кто учтив в обращении, избегает оскорблений. Тот, кто великодушен, привлечет к себе людей. Тот, кто честен, будет пользоваться доверием других. Тот, кто прилежен, добьется успеха. Тот, кто добр, сможет использовать людей на службе.»

«Человечность – это путь каждого человека к себе. И она делает человека мостом между тем, что он есть, и тем, чем он должен быть.

Человечный муж помогает другим обрести опору там, где он обрел опору сам, и ведет людей туда, куда и сам стремится».

О государстве

Конфуций жил в период напряженной политической борьбы между китайскими царствами и беспорядков внутри самих этих царств. Поэтому вопросы о политической стабильности, методах управления государством и достижения им богатства и могущества были одними из самых острых вопросов того времени. Философом была создана модель управления государством и обществом, модель человеческих взаимоотношений. Рассматривая государство как большую семью, а политическую власть как аналог власти отца, Конфуций создал свою этико-политическую систему, изложенную в «Лунь юй».

«Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном»

«Не печалься, что не занимаешь высокого поста; печалься от того, что твои способности не соответствуют посту. Не печалься, что неизвестен людям; как только начнешь совершенствовать свои способности, то люди узнают о тебе».

Благородный муж

Цзюнь-цзы (Благородный муж) занимает одно из центральных мест в учении Конфуция, ему отведена роль идеального человека, примера для подражания, который, независимо от своего происхождения, культивирует моральные ценности, знает свои обязанности и действует на благо общества, которому служит. Для того, чтобы достичь идеала Благородного мужа, необходима целостная система образования и воспитания .

Учитель сказал: “Каждый может стать благородным мужем, нужно только решиться им стать”.

Благородный муж, по словам Конфуция, непременно учтив, милосерден, и внушает уважение, но главное – обладает несокрушимой силой воли и стойкостью духа. Он не ведает страха и спокойно принимает удары судьбы, даже мученическую смерть, ибо знает, что всю жизнь служил добру и совесть его чиста. Ему легко повиноваться, потому что он требует от других только то, что им доступно, но ему трудно угодить, ибо он ценит людей не за услуги, ему оказанные, и даже не за их личные качества, а за бескорыстное служение Великому Пути.

У благородного мужа есть его антипод – “низкий человек” (сяо жэнь). Таков тот, кто в своих поступках руководствуется лишь соображениями личной выгоды, кто повсюду ищет сообщников, но не уважает ни их, ни себя, кто домогается милостей, а, получив желаемое, забывает о благодарности:

«Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается.

Благородный муж с достоинством ожидает велений Небес. Низкий человек надеется на удачу.

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен».

Путь

Понятие пути стало ключевым для Конфуция, не отделявшего свое учение от своей судьбы. Конфуций считал, что в мире нет ничего более естественного, чем праведный Путь, и нет ничего более удобного, чем идти этим путем. Однажды он так и сказал ученикам:

«Кто может выйти из дома, не пройдя через дверь? Так почему никто не идет этим путем?»
Истинный Путь в жизни, утверждал Конфуций, берет начало в человеческой природе и становится зримым благодаря правильно выстраиваемым связям человека с другими людьми.

Учитель сказал: “Человек делает великим Путь, а не Путь делает великим человека”.

Литература:

1.Мудрецы Поднебесной. Конфуций. Лао-цзы. – С.: Реноме, 1998.
2. В. Малявин. ЖЗЛ. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992.
3. Переломов Л.С. Слово Конфуция. — М., 1992.
4. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1. — М.,1972.