Лао-цзы
Лао-цзы
(604 г. до н. э. – ?)
Лао-цзы — легендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений философской мысли Китая.
Биография
Родился Лао-цзы в 604 г. до н.э. в царстве Чу. Родовым именем Лао-цзы было Ли, его личным именем – Эр. Имя Лао-цзы скорее всего является прозвищем и означает буквально «старый мудрец» (и даже «старый ребенок»). Возможно, это связано с легендой о том, что он родился с седой головой. Первая последовательная биография Лао-цзы содержится в «Исторических записках» (Ши цзи) великого историка Сыма Цяня. По этой версии, Лао-цзы занимал пост хранителя архива при дворе Чжоу. По легенде, он встречался с Конфуцием, когда тот приезжал к нему за советами и наставлениями. Лао-цзы долго жил в столице Чжоу и трудился над учением о «дао» и «дэ», о пути вещей и его проявлениях. Видя упадок династии Чжоу, Лао-цзы покинул двор и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В пограничной области Ханьгу он был остановлен неким «стражем заставы» Инь Си (Гуань Инь-цзы), по просьбе которого написал или надиктовал пять тысяч слов; так возник главный текст даосизма — книга «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Затем он продолжил путь в Индию и дальнейшая судьба его неизвестна.
Понятие “дао”
Согласно даосизму, существует высшая реальность, лежащая в основе многообразия вещей и явлений:
«Есть три термина: «полное», «всеохватывающее», «целостное». Они отличаются друг от друга, однако, та реальность, которую они стремятся описать, одна и та же — Единственное».
Дао первоначально означало «Путь». Это Путь всей Вселенной, порядок мироустройства. Все существа выходят из дао и неизбежно возвращаются в него. Неощутимое дао постоянно формирует из изначального хаоса Вселенную.
Вселенная рассматривается как иерархически организованная структура, в которой каждая из частей воспроизводит целое.
В первоначальном космическом смысле дао – высшая, не подлежащая определению Реальность, это космический процесс, в котором участвуют все вещи. Небытие и бытие являются двумя формами постоянного дао. Они взаимозависимы и «вырастают друг из друга». С точки зрения Лао-цзы, Небытие не означает Ничто, Небытие первично, это более высокая степень, чем бытие. Это пустота, которая скрывает в себе все потенции, без нее даже бытие не имеет силы.
Основной признак дао – цикличность его бесконечного движения и изменений.
«Движение дао есть возвращение,– говорил Лао-цзы.– Уйти далеко означает вернуться».
Имеется в виду, что все процессы в природе и во внутреннем мире человека цикличны и имеют фазы приближения и удаления, расширения и сжатия. Прообразом этих представлений послужили движения Солнца и Луны и смена времен года. Считалось, что если ситуация в своем развитии доходит до крайности, то вскоре она начнет развиваться в противоположном направлении и превратится в свою противоположность. В результате сформировалось учение о золотой середине, общее для конфуцианцев и даосов.
«Мудрец, – говорил Лао-цзы,– избегает излишеств, сумасбродства и потворства своим слабостям».
Даосы рассматривали все природные изменения в качестве динамического чередования ИНЬ и ЯН. Они стали двумя пределами, ограничивающими круги перемен:
«ЯН, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ИНЬ; ИНЬ, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ЯН».
Динамический характер ИНЬ и ЯН можно проиллюстрировать при помощи древнего китайского символа «Тайцзи-ту», или Великого Предела.
Вечная трансформация Вселенной путем чередования Инь и Ян является ни чем иным как внешним проявлением самого Дао. Чжуан-цзы говорил:
«Жизнь – это гармоническая смесь ИНЬ и ЯН»
Даосский образ жизни
Когда говорится о даосском понятии перемен, необходимо отметить, что любое изменение рассматривается даосами не как результат воздействия какой-то внешней силы, а как проявление внутренне присущей всем вещам склонности изменяться. Движения дао не навязаны ему извне, они происходят естественно и спонтанно. Спонтанность – это принцип действия дао, а поскольку человеческое поведение должно следовать дао, все поступки тоже должны быть спонтанными. Таким образом, для даосов поступать в согласии с природой означает поступать спонтанно и в соответствии со своей истинной сущностью. Это означает доверять своему интуитивному восприятию, которое внутренне присуще человеческому сознанию подобно тому, как способность и склонность изменяться внутренне присуща окружающим нас вещам.
Признавая относительность всех понятий, а следовательно, и норм морали, даосский мудрец не стремится к добру, а, скорее, старается поддерживать динамическое равновесие между добром и злом. Таким образом, все поступки даосского мудреца спонтанно порождаются его интуитивной мудростью, не нарушая гармонии с окружающей средой. Ему не приходится применять принуждение по отношению к себе и другим, он просто соотносит свои поступки с движениями дао. Такое поведение называется даосами у-вэй.
Лао-цзы: «Человек высшей добродетели (у-вэй) не является добродетельным, поэтому он имеет добродетель».
«У-вэй» буквально переводится как «недеяние», а в переводе Джозефа Нидэма выглядит как «отказ от деяний, противоречащих природе»: это толкование подкрепляется словами Чжуан-цзы:
«Применять недеяние не значит бездействовать и хранить молчание. Пусть всему будет предоставлена возможность делать то, что назначено ему природой, естественно для него так, чтобы удовлетворялась его природа.”
В этом и заключается смысл загадочных слов Лао-цзы:
«Все может быть сделано при помощи недеяния».
Цитаты
••• Будь согнутым, и ты останешься прямым. ••• Превращения невидимого дао бесконечны. Дао – глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения – корень неба и земли. Оно существует вечно подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо. ••• Когда устранили великое дао, появились "человеколюбие" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников(отец, мать, старший и младший братья, муж, жена) в раздоре, тогда появляются "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и "верные слуги" (честные и преданные государственные деятели). ••• Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен. ••• Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало. ••• Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает. Человек низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке. ••• Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию. •••
••• Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществить. В словах имеется начало, в делах есть главное. ••• Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить. ••• Совершеномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим. Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого – это деяние без борьбы. |
Литература:
1. Ф. Капра. Дао физики. — К., 2002.
2. Лао-цзы. Дао дэ цзин. — СПб., 1999 .
3. Чжуан-цзы // Дао, гармония мира. — М., 2002
4. Электронная энциклопедия "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия".
5. Всемирная энциклопедия: Религия. — Мн., 2003.