Путь Воина
Автори: Куруш Дорди
«Рыцарство по сути – это поэзия жизни»
(Ф.Шлегель «Философия истории»)
Среди многообразия японских мифов выделяется сказание о сотворении мира, повествующее о божествах Идзанаги и Идзанами: по наущению изначальных богов они погрузили копьё в небесный океан. Когда они подняли копьё, капли воды, стекавшие с его острия, превратились в японские острова – так гласит предание. Не это ли положило начало тому, что впоследствии повлияло на прославленный дух японских воинов-самураев?
В первую очередь необходимо развеять представление о том, что самураи были просто жестокими наёмниками, опытными головорезами на службе у рвущихся к власти феодальных кланов. Хотя в исторических документах приводится множество подобных примеров, вероятно, это были свидетельства морального упадка – отголоски более глубокого, духовного образа жизни.
Существование подобного класса воинов характерно не только для Японии: можно вспомнить о рыцарях в средневековой Европе и о кшатриях – воинах в Древней Индии. Хотя в наше время мы склонны воспринимать воинов просто как солдат, многие древние культуры полагали, что воинственный дух пробуждает духовное состояние сознания. Поэтому упоминания о прославленных воинах можно обнаружить повсюду в древнем мире; эти воины всеми силами стремились оградить себя от нашествия разрушительных сил эго, ведя постоянную битву с собой. Но именно в Японии возник официальный кодекс поведения, свод предписаний и правил, которых должен был придерживаться каждый самурай: сегодня он известен нам как Бусидо, или «Путь Воина».
Кодекс Бусидо был своего рода руководством к действию, направляющим поведение воина на поле боя и за его пределами.
Именно как практическое руководство он давал возможность последовательно выстраивать жизнь, ориентируя свои поступки на универсальные ценности и добродетели таким образом, что каждое действие было наполнено решимостью и смыслом. В нём также нашли отображение некоторые элементы дзэн-буддизма, например, самоанализ. Таким образом, принципы и мораль становились фундаментальной основой жизни.
Известно, что суть пути Самурая – в развитии и совершенствовании двух аспектов: Бун и Бу, Культуры и Воинственности. Самурай должен был достичь баланса между этими идеалами, став умелым и дисциплинированным воином, при этом сведущим в различных искусствах, каллиграфии, поэзии. Достигшие в этом совершенства самураи славились умением слагать изысканные стихотворения в самый разгар боя, проявляя тем самым отсутствие внутренней агрессии, своё самообладание и уважение к врагу. Неизвестный автор XVIII в. сравнивал Бун и Бу с крыльями птицы:
«Культура и оружие подобны двум крыльям птицы. Невозможно летать с одним крылом: если вы наделены культурой и лишены оружия, к вам будут относиться непочтительно, тогда как оружие без культуры вызывает у окружающих страх и отчуждённость. Поэтому, овладев на практике культурой и оружием, вы станете одновременно и внушающим робость, и великодушным; таким образом, люди будут расположены к вам дружелюбно, но с должным страхом, и будут покорны» («Искусство Самурая», 20091)
В другом анонимном источнике говорится:
«Искусство войны – это не только умение сражаться. Те, кто так думает, те, кто довольствуется едой и сном – лишь бродяги. Истинный ученик более заботится о воспитании своего разума и дисциплине духа, чем о совершенствовании боевых навыков».
Традиционно принято говорить о семи, реже – о восьми добродетелях Бусидо: это Справедливость, Мужество, Щедрость, Искренность, Почтительность, Милосердие, Преданность. Считалось, что эти добродетели изначально присущи человеку, его духу, хотя чаще всего лишь в потенциале; следовательно, будучи проявленными, эти качества в полной мере выражают нашу истинную природу – духовной сущности, облаченной в материальную, энергетическую, эмоциональную и ментальную оболочки.
Однако, как и любой инструмент, эти добродетели необходимо применять на практике, что и было основной обязанностью самурая: практиковать, отстаивать и утверждать эти ценности в любой ситуации. Все добродетели связаны между собой, как звенья одной цепи, и представляют собой основу кодекса Бусидо. К примеру, самурай счёл бы бессмысленным мужественное действие, совершённое не во имя справедливости. Для него было невозможно проявить щедрость без милосердия. В представлении самурая каждое действие должно быть благородно, и потому любое сражение почётно – внешнее и внутреннее.
Но что это за сражение? Кто и с кем ведёт борьбу? Пожалуй, среди отголосков внешних битв между средневековыми военачальниками нас больше волнует та битва, которую всю жизнь, изо дня в день продолжаем вести мы сами. Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью выбора, ведущей нас к внутреннему конфликту между низшим эго и высшими достоинствами. Это извечное противостояние нашло прекрасное отражение во всех мифологиях мира: Арджуна, сражающийся с Кауравами на поле Курукшетра, Св. Георгий, поражающий дракона, или Тезей, убивающий Минотавра. Все эти мифы повествуют о прославленных героях, которые одолевают опасных чудовищ, обитающих в бездонных глубинах нашего эго. Именно в этой темной бездне таятся такие пороки, как гнев, алчность, зависть, страх, недостатки, комплексы – те самые многочисленные Кауравы. И задача каждого героя – не просто сразиться с каждым из этих драконов, но и уничтожить их окончательно, чтобы они никогда не могли возродиться вновь. Однако для того, чтобы одолеть этих чудовищ, герою необходимо правильное оружие, то есть добродетели, которые и помогают ему одержать победу. Следуя их примеру в собственной жизни, мы усмиряем нашу персону и проявляем свою подлинную природу.
Самурая можно охарактеризовать как «философа в действии», чья жизнь была направлена на то, чтобы раскрыть, пробудить своё истинное Я и, преобразив себя, стать этим Я. Вечное и совершенное, это Я лишь на время обретает материальную форму, чтобы вступить в битву, выйти из неё победителем и освободиться от низменных побуждений, свойственных преходящей личности. Таким образом, действие в материальном мире – это проявление внутреннего состояния человека; следовательно, к каждому действию необходимо подходить с определённой торжественностью, каждое требует внимания, дисциплины и уравновешенности, даже перед лицом смерти.
Когда Платон восклицал «Люди – Боги, но забыли об этом», он, вероятно, стремился утвердить истинную цель человеческой жизни – помнить и осознавать эти внутренние качества, проявляя их «здесь и сейчас». В «Бхагавадгите» Кришна учит: «Настоящая Курукшетра – здесь, в нашей собственной жизни». Да, путь воина труден. Он требует терпения, упорства и смелости. Но прийти к цели сможет лишь тот, кто начнёт путешествие.
Как правило, трудному мы предпочитаем лёгкое, риску – покой, а настоящей жизни – выживание. Однако для того, чтобы жить, нам необходимы эти добродетели, которые помогают осознать свою подлинную суть и выйти из тьмы невежества к свету, к жизни счастливой и наполненной. Это своего рода «божественная GPS», которая даёт нам возможность достичь высшей цели. Лишь прислушиваясь к тихому внутреннему зову и стремясь жить этими ценностями, человек становится настоящим воином, самураем нашего времени.
Источник иллюстраций: By Marudubshinki | Wikimedia Commons | CCB BY PD