ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Змея


Змея

Змея (змей) — многозначный и универсальный символ. Она может олицетворять солнечное начало и лунное, мужское и женское, смерть и возрождение, добро и зло, мудрость и слепую страсть, исцеление и яд.

Отчасти амбивалентность этого символа можно объяснить противоречивостью свойств, которыми обладает змея: она опасна, однако ее яд и убивает и лечит; она ведет очень скрытный образ жизни, что придает ей ореол таинственности; она может часами лежать неподвижно, свернувшись кольцами, но вместе с тем способна совершить стремительный, молниеносный бросок. Ее тело настолько пластично, что может принимать самые разнообразные формы (круг, волна, спираль).

С точки зрения космогонии змея — это изначальный океан, из которого все возникает и в который все возвращается. В некоторых мифах она сохраняет мир, служит ему опорой. Свернувшись кольцами (образуя спираль), она может окружать космическое яйцо или некий первоначальный холм, что символизирует границу, охраняющую тайну жизни и рождения, цикличность явлений, скрытую силу. Змея, окружающая мир, может таить в себе угрозу, символизируя Хаос, которому положен предел, но который продолжает существовать вне границ устроенного Космоса.

Распространенным является символ Уробороса: змея, свернувшаяся в кольцо и кусающая себя за хвост. В этом случае змея выступает одновременно и как символ уничтожения, и как символ рождения, представляя идею цикличности проявления Вселенной, бесконечную цепь смертей и рождений. Подобным образом змея в качестве пояса или браслета (образуя круг) символизирует вечный круговорот веков, преемственность, цикл распада и воссоединения. Волнообразно движущаяся змея — изображение, присутствующее практически во всех культурах — всегда соотносилась со временем и непрерывным движением.

Одним из наиболее распространенных значений змеи является то, что она служит символом энергии и силы (как созидательной, так и разрушительной). Змея, обвившаяся вокруг дерева или любого другого «осевого» символа, означает пробуждение динамической силы, дух всего растущего.

Значение змеи непосредственно связано с тайной зарождения жизни и величайшей мудростью, что прослеживается во многих мифах и сказаниях человечества. В разных культурах встречаются образы существ, имеющих облик полулюдей-полузмей и обладающих изначальной мудростью (например, древнеиндийское предание о нагах или китайский миф о Фу-си). Они могут быть мифическими предками, их часто связывают с зарождением цивилизаций.

Символизм змеи (в соответствии со средой обитания змей) всегда связывался с двумя стихиями — с землей и водой, олицетворяющими пассивное, женское начало. Змея часто сопровождает женские божества и является атрибутом многих богинь плодородия. Она изображается у них в руках или обвившейся вокруг их тела. Существует целый ряд сказаний о змеях — поглотителях воды, виновниках засухи. Поэтому с представлениями о таких змеях связаны сказания об освобождении вод, о великих ливнях и разливах, вызванных убийством змея. Однако змея может быть связана и с огнем (т.е. с активным, мужским началом), особенно с огнем небесным. Змея, к примеру, может символически изображать молнию, солнечные лучи, путь Солнца на небе.

Живущие под землей, змеи часто воспринимались в древности как хтонические животные, имеющие непосредственное отношение к миру подземному, потустороннему. Они выполняли функцию хранителей и защитников умерших на пути в иной мир, служили посредниками между землей и подземным миром. Свойство периодически сбрасывать кожу сделало змею также символом обновления, возрождения, воскресения после смерти.

Обладающая доступом к мудрости и богатствам подземного мира, змея (или дракон, который имеет сходное со змеей символическое значение) во многих мифах древности играла роль стража на пути к сокровищу. Изначально под сокровищем понимали тайные знания, овладеть которыми мог только достойный, подготовленный человек. Во многих легендах змеи добровольно отдают сокровище тому, кто прошел все испытания, что символизирует инициацию. Однако в более поздних преданиях изначальный смысл забывается: змеи становятся хранителями кладов, драгоценностей. Убить змею (или дракона) становится делом чести, но добытое богатство далеко не всегда приносит победителю счастье.

В своей хтонической ипостаси змея может быть враждебна Солнцу и всем духовным силам, символизируя темное, низшее начало. Она может выступать как символ коварства, хитрости, как олицетворение дьявола-искусителя. Широко распространенным является миф о Змееборце. Победителями змея были Индра, Гор, Аполлон, Зевс, святой Георгий и др. Победа над змеем означает преодоление хаоса, подчинение низшей природы, победу духа над материей. Аналогичный смысл имеют сюжеты, в которых рядом со змеей присутствует орел или олень, символизирующие солнечное начало. Орел часто изображается держащим змею в когтях, а олень — попирающим ее копытами.Тутанхамон

В Древнем Египте змеи являлись носителями как доброго, так и злого начала. Изображение кобры, застывшей в состоянии готовности защитить правителя — Урей — украшало диадему фараона как знак его царствования на небе и на земле. В виде крылатых кобр охраняют Исида и Нефтида Осириса, окружая его тенью своих крыльев. В то же время извечным врагом бога Солнца Ра был змей Апоп, олицетворяющий мрак и зло, сражение с которым повторялось каждую ночь. Великий змей, хранитель истоков Нила, стережет свое сокровище — драгоценную нильскую воду. Змеи были связаны с почитанием земли, с плодородием. Так в виде змеи почиталась богиня плодородия Рененут, иногда с головой змеи изображался сам бог земли Геб. Как божества земли змеи, естественно, связаны с культом мертвых, и неслучайно змеиная богиня фиванского некрополя носит имя Мерит-сегер — «любящая молчание», отчетливо характеризующее ее как богиню смерти.

В индийской мифологии змея - это хаос, бесформенное, неявное, а также природа, космическая сила. Пленитель вод Вритра — это подземная тьма, поглощающая воды и вызывающая засуху; этого змея — дракона ударом молнии-ваджры убивает Индра. Бог Вишну спит на свернувшемся кольцами змее. Это Шеша — тысячеголовый правитель змей; его кольца обвивают основание оси мира. Постоянный эпитет Шеши — Ананта, «Бесконечный». В конце каждой кальпы Шеша извергает ядовитый огонь, уничтожающий вселенную. Шеша — царь змей или нагов, живущих в подземном мире, патале, где они стерегут несметные сокровища земли. Наги описываются как полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Наги почитаются как могущественные мудрецы и маги.

В Месопотамии вавилонская Тиамат, «Змея Тьмы», «Безногая», олицетворяет собой изначальный хаос. Ее называют «праматерь Тиамат, все породившая». Из ее тела, рассеченного солнечным божеством Мардуком, создается проявленный мир. Со змеей изображалась великая богиня Иштар, Венера Малой Азии.

В мифологии Древнего Китая символизм змеи и дракона практически совпадает. Мать-прародительница Нюй-ва, вылепившая первых людей из глины, имела облик полуженщины-полузмеи. Ей приписывалось восстановление космического равновесия после катастрофы, когда «обрушились четыре предела земли». Древнекитайский первопредок и культурный герой Фу-си также представлялся в облике получеловека-полузмеи. Он научил людей охотиться и ловить рыбу, помог добыть огонь, показал, как готовить на нем пищу, научил делать музыкальные инструменты, создал иероглифическое письмо, установил законы. На рельефах начала нашей эры Фу-си изображается вместе с Нюйвой, оба в облике человекозмеев, напоминающих нагов Индии

Древний миф Месоамерики гласит, что огромное чудовище Сипактли, разновидность змеи-дракона, некогда обитавшее в космическом пространстве, было разделено богами на несколько частей. Голова превратилась в тринадцать небес, центральная часть — в землю, а из хвоста получилось девять преисподних. Одним из богов, сотворивших таким образом вселенную был Кецалькоатль, имя которого в переводе означает «Птица-змея», «Змея с драгоценными перьями». Пернатый змей символизирует единство небесного и земного; это изначальное движение ветра и воды, дыхание жизни, вечное творение.

В Древней Греции змея была одним из атрибутов богини мудрости Афины, которая считалась покровительницей змей. В ее храме в Афинах обитала огромная змея — страж акрополя. Существует миф о Кекропе, получеловеке-полузмее, родоначальнике всех жителей Афин, который дал афинянам первые законы. Эрихтоний, первый царь Афин, согласно легенде, родился со змеиным хвостом вместо ног. Еще младенцем богиня Афина положила его в корзину со змеями, которые должны были его охранять и кормить. Змея была атрибутом бога врачевания Асклепия, на многих изображениях она обвивает его посох. Сам Асклепий иногда представлялся в виде змеи.

Согласно мифам, бог света Аполлон убил рожденного землей Геей чудовищного змея Пифона, который опустошал окрестности Дельф. Убив Пифона, Аполлон основал храм на месте древнего прорицалища, охранявшегося змеем.

В скандинавской мифологии Мидгард — среднюю часть мира, где обитают люди — окружает океан, в котором плавает змей Мидгарда, Ёрмунганд, олицетворяющий хаос. Хаос продолжает существовать за пределами устроенного мира и представляет постоянную угрозу. Главный защитник Мидгарда от змея — бог грома Тор. В последней битве перед концом мира Тор сражается со змеем, убивает его, а потом и сам умирает от его ядовитых укусов.

В христианстве змея — амбивалентный символ: это и Христос, вознесенный на Древе Жизни в качестве искупительной жертвы, и дьявол в его хтонической ипостаси, олицетворяющий зло, которое человек должен в себе преодолеть.