Підтримуємо Україну у ці важкі для нашої країни дні

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Пифагор


Пифагор

(580 – 500 гг. до н. э.)

Древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма.

Биография

Пифагор родился на Самосе. По легенде, отец его, Мнесарх, обратился к Пифии по поводу одной важной для него поездки. Он получил ответ, что поездка будет удачной, а его жена родит дитя, которое будет выделяться среди всех когда-либо живших красотой и мудростью и принесет человеческому роду величайшую пользу на все времена. Мнесарх после предсказания дал своей жене новое имя – Пифаида, а новорожденному – Пифагор.

Отец дал ему хорошее образование, обучая его у самых знаменитых учителей того времени. Многие считали, что он сын бога Аполлона. По словам Ямвлиха, “приобретая силу и от такой репутации, и от воспитания с детства, и от богоподобной внешности, он еще более стремился быть достойным этих преимуществ”. После смерти отца Пифагор отправляется в Милет, где учителями его были Ферекид, Анаксимандр и Фалес. Именно по совету Фалеса Пифагор, когда ему исполнилось 20 лет, едет в Египет, чтобы в общении со жрецами стать ближе к богу и обрести мудрость.

Диоген Лаэртский: “Был в Египте... Впоследствии на Крите с Эпименидом был в пещере Ида, а в том же Египте в святилищах приобщился к таинствам египетских жрецов. Вернувшись на Самос, нашел родину под игом тирана Поликрата, потому отплыл на парусах в италийский Кротон, где составил законы италийцам, чем снискал великую славу себе и приспешникам, числом около 300, правление коих было почти аристократическим”.

В Грецию Пифагор вернулся на 50-м году жизни. В Кротоне он основывает “пифагорейский союз”, прообраз будущей философской школы. Союз возникает как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения. У пифагорейцев прежде всего культивируется определенный образ жизни, предполагающий особый взгляд на человеческую душу, ее бессмертие и загробное существование, а в здешней жизни – определенное воспитание. Учение воспринималось пифагорейцами как тайна. Ямвлих приводит слова пифагорейца Лисида: “Пифагор запрещал разглашать блага мудрости среди тех, кто еще не освободил душу от сонного оцепенения”.

Судьба Пифагора, как и его школы в Кротоне, трагична. Один из влиятельных людей Кротона, Килон, претендовал на дружбу Пифагора. Не добившись принятия в братство из-за тяжелого и властного характера, он стал его врагом и организовал заговор против пифагорейцев. Сторонники Килона подожгли дом, где собрались пифагорейцы. Был ли там Пифагор точно не известно, но, по преданию, спастись удалось лишь двоим: Архиппу и Лисиду. По другой версии, Пифагор, бежав от мятежников, погиб в Метапонте, в святилище муз, где оставался без пищи 40 дней.

Произведения

Из записанных произведений Пифагора известны: "О природе", "О воспитании", "О государстве", "О мире", "О душе".

 

Учение Пифагора
 
Введение термина “философ” приписывается Пифагору, который называл себя не мудрецом, а “тем, кто любит мудрость”. Философы принадлежат к особому типу людей, которые вместо того, чтобы беспокоиться о славе или признании, деньгах или прибыли, всю жизнь посвящают изучению природы вещей.

О Вселенной

Пифагор был первым, кто назвал Вселенную “Космосом” по причине той упорядоченности, которая ему присуща. По его учению основополагающие принципы мироздания можно выразить языком математики. Объединяющим началом всех вещей служат числовые отношения, которые выражают гармонию и порядок природы: “Все вещи суть числа”.

Вселенная, по Пифагору, шарообразна и состоит из десяти небесных сфер. В центре вселенной расположен не видимый с земли “огонь”, называемый пифагорейцами “стражем Зевса”. Вокруг него вращаются все сферы, включая и Землю. Каждая сфера, поскольку она определена числом, издает свойственный только ей звук, в результате космос в целом представляет собой гармонический мировой хор.

О Боге

По учению Пифагора, “Бог – это число чисел”, это единый Бог, заключающий в себе все. Бог проявляется как закон и сам есть закон. А принятие этого Закона – Клятва послушания закону. Пифагорейцы, давая клятву, были убеждены, что дело, которое они обязуются исполнить, освящено божественным Законом.

Клятва: “Клянусь именем Тетрактис, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы”.

О сакральной математике

В своем стремлении постигнуть вечную Истину Пифагор обращался к математике, считая эту священную науку наилучшим методом для постижения и выражения первопринципов, объединяющей силы космоса. С этой точки зрения, все созданное привязано к числовым правилам и пропорциям, которые синтезированы в Десяти – совершенном числе.

О гармонии

Гармония присутствует везде во Вселенной: и в комбинации ритмов астрономических тел, согласно которым они обращаются в пространстве, известной как “музыка сфер”, и в искусстве музыки, которая очищает душу. Гармония установлена не только на физическом уровне, но также в отношениях между космическим и моральным порядком. Пифагор ввел обычай применять музыку для очищения души и практиковал лечение музыкой. Некоторые мелодии были против угнетающих душу страданий – уныния и терзания, другие – против гнева и злобы, а третьи – против страстей. Пифагорейцами были открыты гармонические соотношения октавы, квинты и кварты, а также числовые законы, ими управляющие.

Об эволюции

Другая сторона учения Пифагора говорит об Эволюции, как законе космоса, едином для всего. Бессмертная душа человека, следуя этому закону, переходит из одного тела в другое, набирается необходимого опыта, познает мир, законы, Природу, завоевывает Мудрость, чтобы возвратиться на свою Божественную Родину.

О дружбе

Пифагорейцы высоко ценили дружбу, которая рассматривалось как неотъемлемое условие совместной жизни, что хорошо иллюстрирует известное выражение: “между друзьями все вещи общие”. Пифагорейская дружба и до сих пор служит достойным примером преданных, честных, искренних отношений между людьми.

Цитати


Пифагор “Священное слово” или “Учение о богах”:
“Это слово о богах принадлежит Пифагору, сыну Мнемарха, которое я постиг, пройдя посвящение в Лифеврах Фракийских, с помощью Аглафама, посвященного, передавшего мне, что Орфей, сын Калиопы, обученный матерью на горе Пангей, говорил, что неизменная сущность числа является силой, пекущейся обо всем, что есть на небе, на земле и в природе, она также корень жизни героев, богов и демонов”.

Порфирий: “Что он говорил своим ученикам, никто не может сказать наверное, ибо молчание соблюдалось у них с исключительной строгостью. Однако наибольшую известность получили следующие положения: душа бессметна; она переселяется в другие виды животных; все, что некогда произошло, через определенные периоды времени происходит снова, а нового нет абсолютно ничего; все живые (“обладающие душой”) существа следует считать родственными душами друг другу. Очевидно, первым, кто принес эти учения в Элладу был Пифагор”.


Литература:

1. Всемирная энциклопедия: Философия – М., Мн., 2001.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1995.
3. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. І. Античность. – СПб., 1994.
4. Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. – М., 1997.