ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Аркаим


Аркаим, археологический комплекс, памятник эпохи бронзового века, представляет собой остатки древнего города-крепости с прилегающими к нему хозяйственными площадками, могильником и рядом неукрепленных селищ. Находится он в степях Южного Урала, к югу от Магнитогорска, там, где проходит граница Европы и Азии.

В плане Аркаим представляет собой два вписанных одно в другое кольца земляных валов с 4 проходами во внешнем рве, в геометрическом центре которых расположена плоская площадка прямоугольной формы. Валы являются остатками оборонительных стен, сложенных из грунта, сырцовых блоков и дерева. Диаметр внешней стены около 145 м, внутренней — 85 м. Толщина внешней стены у основания 4-5 метров. Она обведена снаружи рвом глубиной 1,5-2,5 метра. Толщина внутренней стены поменьше — 3-4 метра. Высота внешней стены от дна рва до верхнего среза в древности составляла 5-6 метров, внутренняя стена была еще выше.

Вдоль обоих валов располагаются жилищные впадины — следы древних домов, которые были сооружены из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков: 35 возле внешней стены и 25 возле внутренней. В плане они имеют трапециевидную форму, площадью от 110 до 180 квадратных метров. Жилища внешнего кольца обращены выходами к круговой улице, которая связывала все входы в поселении и все жилища с центральной площадью. Жилища внутренней улицы обращены выходами к центральной площади, размером 25 на 27 м и предназначалась, очевидно, для ритуальных действий.

Уже после открытия Аркаима, по старым уникальным фотоснимкам 1956 года удалось дешифровать наличие третьей стены, еще большим кольцом охватывающей поселение. Но, увы, она была уничтожена активной сельскохозяйственной деятельностью задолго до открытия уникального памятника.

Араким — не единственный свидетель древней истории, обнаруженный на Южном Урале. Он является частью так называемой «Страны городов» — культурного пространства конца III – начала II тысячелетия до н.э., в который входит около двадцати укрепленных центров, подобных Аркаиму. Следует особо подчеркнуть уникальность Аркаима. Он находится в центре «Страны городов» и, очевидно, играл особую, сакральную роль в жизни людей своего времени. Кроме того, Аркаим удивителен степенью сохранности. « …первобытный памятник, лежащий в степи, и такой сохранности, когда видны дома, видны площади и оборонительные сооружения, а иногда плотины и дороги — это огромная редкость. Такого не бывает. Это просто феномен» — это слова из интервью с директором природно-ландшафтного и историко-археологического центра «Аркаим» Г.Б.Здановичем.

Аркаим относится к культуре одной из немногих цивилизаций Старого Света, которая была современницей фараонов Среднего царства Египта, первой династии Вавилона, крито-микенской культуры.

Кропотливые исследования, сопоставление множества деталей и фактов позволяют сделать вывод о принадлежности аркаимцев к древнему индоиранскому народу, к ариям. Существует даже гипотеза, которая помещает родину древних ариев к востоку от Волги, неподалеку от месторасположения «Страны городов».

Стремясь приоткрыть завесу тайны духовности и религии аркаимцем, исследователи обращались к древним литературным памятникам «Ригведе» и «Авесте», наиболее ранние слои которых хранят сведения об арийской прародине. И находили объяснения аркаимским загадкам. Одна из них — конструкция Аркаима. Оптимальным образом решая ряд практических задач, она воплощает и мировоззренческие принципы жителей, являясь, по сути, мандалой, моделью Вселенной.

Слово «Мандала» в переводе означает «круг», «диск». Но в «Ригведе», наиболее древнем письменном источнике, где употребляется понятие Мандала, оно имеет множество значений: "колесо", "кольцо", "страна", "пространство", "общество", "собрание". Аркаим, не являясь ни одним из вышеперечисленного в отдельности, соединяет в себе все значения.

Люди древности не были равнодушны к движению планет и светил по небосводу. Это известно на примерах множества культур, как и то, что они обладали глубокими знаниями в области небесной механики.

Могли ли создатели Аркаима, сама конструкция которого соединяет в себе земное и небесное, быть равнодушны к законам движения светил? И, действительно, более подробные исследования подтвердили идею о том, что Аркаим, помимо всего прочего, является обсерваторией высокого уровня точности.

 

История открытия

Аркаим был обнаружен летом 1987 года, во время строительства очередного водохранилища. Причем к моменту открытия древнего памятника, уже была возведена плотина, проложены трубы. И, несмотря на все это, строительство удалось остановить! Таким образом, вместо того, чтобы исчезнуть в толще воды, едва высвободившись из недр земли, Аркаим попал в распоряжение ученых.

Удивительно вовремя был открыт древний город. Случись ему обнаружится в предыдущем или последующем десятилетии — вероятнее всего, затопили бы. В первом случае, подчиняясь тоталитарной идеологии, во втором — коммерческой выгоде.

Благодаря объединенным усилиям многих людей, археологов, журналистов, просто неравнодушных граждан, Аркаим удалось отстоять. В 1991 году территория памятника была объявлена заповедной.
Имя археологический комплекс получил от названия урочища и близлежащей сопки. Сам топоним “Аркаим”, предположительно, происходит от тюркского "арка" —“хребет”, “спина”, “основа”.

 

История города

Некоторые выводы об истории самого города можно сделать на основании археологических фактов. Сложная, но при этом точная и функциональная планировка города говорит о том, что Аркаим создавался по заранее составленному и строго выверенному плану.

Таким же запланированным выглядит и окончание “живой” истории города. В городе бушевал пожар, но в древнем пепелище не было обнаружено ни останков людей, ни даже пригодных к употреблению предметов быта, утвари. Получается, жители были готовы к пожару? Быть может, у них были причины самим сжечь город?

Существует и еще одно объяснение пожара без жертв. Есть основание полагать, что собственно Аркаим, т.е. само по себе укрепленное поселение, не был городом в современном понимании. Постоянных жителей в Аркаиме было не так уж и много. Это могли быть жрецы и воины. Остальные граждане могли поселяться в городе на какой-то определенный срок в году, на время проведения ритуальных церемоний, общественных сборов. По предварительным подсчетам археологов, Аркаим мог одновременно вмещать от 1,5 до 2,5 тысяч человек.

 

Факты, гипотезы

Археоастрономические исследования Аркаима начались в 1990 году. В качестве «сравнительного материала» была выбрана наиболее известная и изученная обсерватория древности — Стоунхендж. Такой выбор был определен благодаря ряду сходных признаков: кольцевая структура обеих памятников, относительно близкие размеры (внешний вал Стоунхенджа имеет диаметр около 115 м, Аркаима — около 144 м) и географическая широта (Стоунхендж — 51°11'; Аркаим — 52°39'). Кроме того, оба памятника расположены в середине чашеобразной долины с рельефным горизонтом.

Во время исследований был выявлен еще один немаловажный факт. В статьях обычно приводиться усредненно-приблизительный размер внутреннего вала Аркаима — диаметр 85 м. Но если подойти к его измерению с точностью, необходимой для археоастрономических исследований, окажется, что он представляет собой неправильное, чуть сплюснутое кольцо, с радиусами 40 и 43,2 метра. А радиус кольца «лунок Обри» Стоунхенджа также равен 43,2 метра.

Еще одно совпадение, требующее дополнительных исследований — возраст сооружений. Методом радиоуглеродного анализа было получено две группы дат, определяющих возраст Аркаима: XVIII-XVI и XXI-XX вв. до н.э. Что касается Стоунхенжда, то разброс дат, определяемых разными исследователями и разными методами еще более впечатляющий: от XV-XVI до XXVIII вв. до н.э. Определение возраста Стоунхенджа осложнятся еще и тем, что строился он в несколько этапов. А если вспомнить о том, что места для сооружения храмов в древности выбирались не случайно, и нередко имели еще более древних предшественников, то стоит ли удивляться таким расхождениям датировок. Как пишет один из археологов-исследователей Аркаима, «имеющиеся в нашем распоряжении радиоуглеродные даты не могут быть приняты однозначно и нуждаются в серьезном критическом анализе».

Тем не менее и на основании имеющихся данных можно сделать вывод о том, что оба сооружения вполне могли пересекаться во времени. Тем более, что используя астрономический метод определения возраста, исследователи получили вполне сопоставимые результаты для обоих объектов — около 4 800 лет тому назад.

Астрономический метод, или, по другому, метод Локьера, названный так по имени его изобретателя, английского астронома, состоит в нижеследующем: на основании изучения конструкции обсерватории определяется заложенное в ее плане направление на главное астрономическое событие, которое здесь некогда наблюдалось. Вследствие циклического движения планет и светил во Вселенной направление это за прошедшие века сместилось, но сейчас его несложно определить с помощью современных приборов наблюдения. Измерив угол между прежним и нынешним направлениями, специалист уже без особых усилий вычислит разделивший их интервал времени.

Астрономическими исследованиями в Аркаиме занимался астроархеолог Константин Константинович Быструшкин. Полученные им результаты полностью оправдали и даже превзошли ожидания.

Конструкция Аркаима позволяла фиксировать с поразительной точностью все ключевые моменты в движении Солнца и Луны по небосклону. Для этого древние астрономы вели наблюдения за светилами во время восхода и заката, отмечая точки отрыва нижнего края диска от горизонта или касания его. Такие обсерватории называют сейчас пригоризонтными, а фиксируемые с их помощью моменты восходов и закатов — событиями.

Солнечные точки событий сдвигаются день ото дня в одном направлении, пока не достигнуть крайнего положения в момент летнего или зимнего солнцестояния, после чего начинают двигаться в обратном направлении. Во время летнего солнцестояния в Северном полушарии восход и заход Солнца наблюдается в точках, максимально удаленных на север, соответственно, от востока и от запада. Такие события относят к астрономически значимым. К ним же относятся и восходы-закаты во время весеннего или осеннего равноденствия, когда восход Солнца отмечает на горизонте направление на восток, а заход — на запад.

Путь, который совершает по небосводу наше ночное светило, гораздо сложнее, но, как показывают исследования, и он не был тайной для древних астрономов.

Для наблюдения лунных событий наиболее удобна фаза полнолуния. Наблюдения осложняются тем, что, как правило, полнолуние происходит, когда Луна либо еще не взошла, либо уже находится высоко над горизонтом. Невозможно зафиксировать точку восхода Луны непосредственно на линии горизонта прямым наблюдением, поэтому использовались косвенные методы.

Полный цикл смены фаз Луны происходит за 29,5 суток, следовательно, за год можно наблюдать 12 полнолуний. Но астрономически значимыми будут только те, которые происходят после значимых событий Солнца. Такое условие необходимо для соотнесения во времени двух календарей — лунного и солнечного.

Из-за небольшого наклона орбиты Луны относительно плоскости эклиптики точки лунных событий тоже не являются постоянными. Они мигрируют из года в год вблизи соответствующих астрономически значимых точек Солнца в узком секторе. Цикл миграции составляет около 19 лет. Когда событие совершается в самой крайней северной точке сектора, тогда астрономы говорят о "высокой" Луне; когда оно перемещается в крайнюю южную точку - говорят о "низкой" Луне. Интервал времени от низкой до высокой Луны - более 9 лет.

На протяжении года происходит 18 астрономически значимых событий. Из них 6 — солнечных: восход и заход в дни солнцестояний и одного из равноденствий (достаточно фиксировать одно равноденствие, осеннее или весеннее), и 12 — лунных: восходы и заходы “высокой” и “низкой” Луны, следующие за каждым из значимых событий Солнца.

Инструмент, с помощью которого в пригоризонтных обсерваториях проводились наблюдения, состоит из трех определенных точек. Это место для наблюдателя, которое позволяло бы строго фиксировать направление взгляда, и два визира, ближний и дальний. Наличие дальнего визира позволяет проводить наблюдения с большой точностью. Еще одно требование к инструменту: верхний край ближнего визира с точки зрения наблюдателя должен совмещаться с линией горизонта, на которой находится дальний визир.

Конструкция Аркаима предусматривала ведение наблюдений за горизонтом со стен внутреннего круга. На нем и были расположены места для наблюдателя и ближние визиры. Внешняя стена, будучи ниже внутренней, не позволяла располагать на ней ближние визиры, поскольку линия взгляда наблюдателя в таком случае проходила бы значительно ниже горизонта. Исключение составляла высокая надвратная башня на внешней стене.

Исследователями было определено на внутренней стене 4 места для наблюдателя и 8 ближних визиров. В совокупности с 18 дальними визирами, размещенными на вершинах холмов, окружающих долину Аркаима, эта система позволяла наблюдать все 18 астрономически значимых событий. Такое оптимальное расположение деталей вызвало восхищение исследователей и еще раз подтвердило высокий уровень знаний создателей Аркаима.

Наблюдение 9 восходов проводилось с двух мест, располагавшихся в западной части стены. Одно из них находилось на линии географической параллели, проходящей через центр круга, образованного стенами Аркаима. На той же линии было и одно из двух мест для наблюдения заходов. В качестве ближних визиров использовались 7 фиксированных точек на внутренней стене, 1 — на высокой башне внешней стены и, по совместительству, все 4 мест наблюдателя. Все двенадцать ближних визиров выверены в конструкции с точностью до минуты дуги.

Что касается дальних визиров, то месторасположение Аркаима в центре долины создавало очень удобные условия для их расположения на выдающихся частях линии видимого горизонта — на вершинах гор и холмов. Они были дополнительно обозначены искусственными знаками — насыпями или каменными выкладками. Более половины этих знаков хорошо сохранились.

Сама конструкция Аркаима хранит в себе еще ряд астрономически важных данных. Во-первых, сооружение строго ориентировано по сторонам света. Геометрические центры внешнего и внутреннего кругов, удаленные друг от друга на 4 метра 20 сантиметров лежат на одной широтной линии. С точностью до минуты дуги на горизонте выставлены знаки, отмечающие широтную (Запад-Восток) и меридиональную (Север-Юг) линии.

Тщательные измерения геометрии Аркаима позволили специалистам выделить наиболее часто используемую строителями меру — 80 см. Эта величина была названа аркаимской мерой длины.

Подход к измерению геометрических параметров Аркаима с полученной мерой длины дал новые любопытные факты. Так, оказалось, что внешний круг конструируется при использовании окружности радиусом в 90 аркаимских мер. Это дает основание для сравнения плана фундамента с эклиптической системой координат, используемой для изображения неба. Расстояние между геометрическими центрами внутреннего и внешнего круга составляет 5,25 аркаимских мер, что удивительно близко к углу наклона орбиты Луны относительно эклиптики — 5,13 градусов. Возможно, кольца внутренней и внешней стен Аркаима символизировали орбиты небесных светил, Солнца и Луны?

В радиусе внутренней стены сооружения, исчисленном в аркаимской мере, угадывается число, выражающее высоту полюса мира над Аркаимом; оно же означает географическую широту расположения памятника.

Несмотря на множество проведенных исследований и сделанных на их основании выводов, остается неясным назначение многих элементов удивительного и гениального сооружения. И вполне оправданным выглядит вывод, сделанный исследователем Аркаима астроархеологом К.К.Быструшкиным: «…выполнение астрономических наблюдений составляло лишь одну необходимую грань той сложной, комплексной функции, которую выполняло поселение древних ариев среди просторной долины в глубине великой Урало-Казахстанской степи. В чем заключалась эта функция? Чтобы убедительно ответить на этот вопрос, нужно и более детально изучить конструкцию самого Аркаима, и более полно сопоставить все, что становится известным об этом памятнике, с объектами-аналогами, которые обнаруживают в разных частях света».

Аркаим, как и множество других древних памятников, еще ждет своих исследователей, способных не только разобраться в инженерных замыслах, но и проникнуть в тайны психологии древних зодчих, понять причины, побуждавшие их возводить свои храмы, исследователей, способных научится у них чему-то, что утрачено нашей цивилизацией.