ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Августин Блаженный


	 Блаженный Августин  (354 – 430)

Блаженный Августин (354 — 430)

Августин Блаженный — христианский теолог и философ, виднейший представитель патристики, признанный в православии блаженным, а в католицизме святым и Учителем Церкви.

Биография

Августин Аврелий родился в 354 году в Тагасте (Африка), сын язычника и христианки. Его глубоко верующая мать, Моника, заложила основу для обращения Августина в христианство.

Закончив школу, он едет в Карфаген, чтобы совершенствоваться в риторике. Знакомство с «Гортензией» Цицерона побудило его принять эллинистическую философию как форму мудрости и искусства жизни: «Эта книга изменила мои настроения и сделала даже другими мои молитвы, мои обеты, мои желания».

Августин преподает риторику сначала в Тагасте (374), затем в Карфагене. В 384 году он едет в Милан, где встречает поддержку манихеев, сторонником которых являлся. Однако в 386 году, благодаря епископу Амвросию, у него появляется интерес к христианству. В 387 году Августин принимает крещение от епископа Амвросия и возвращается в Африку. В связи со смертью матери у него возникает стремление распространять на своей родине христианское учение.

Вернувшись в Тагаст, он основывает религиозное братство, быстро прославившееся своей святостью. Августин становится священником в своем родном городе, а затем, в 395 году, епископом Гиппона (Северная Африка). Его деятельность была направлена на распространение и разъяснение принципов веры, а также на борьбу с ересями, включая манихейство, донатизм и пелагианство. Умер Августин в 430 году.

Основные работы:

«Монологи», «О Троице», «Исповедь», «Отречения», «О граде Божьем» и др.

Основные идеи

Философствование в вере

Вера, по Августину, является необходимым условием для исследования, цель которого — познание Бога и души. Исследование налагает строгую дисциплину: не отчуждаться от веры, не уклоняться от проблем и трудностей и не стремиться избегать их, а принимать их во внимание и решать, стараясь понять их суть. Первичная вера является движущей силой, которая побуждает человека начать процесс исследования, чтобы в результате прийти к истинной вере. Познание и вера, накладываясь, образуют единое целое. Этим единством является Бог или Истина, что в принципе одно и то же. Искать Бога значит искать душу, которая находится внутри самого человека. Это он и называл «исповедью», составляющей постоянный процесс деятельности философа: «Не выходи из самого себя, возвратись к себе, внутри человека живет истина, и если поймешь, что твоя природа переменчива — поднимись над собой».

О Божественной Благодати

По мере того, как человек занимается поиском истины, он приближается к Богу, то есть абсолютная истина — это Бог. Познание истины — это как бы обладание светом, который позволяет различать и понимать суть вещей. Этот свет открывается человеку как Слово, Логос, Бог-Сын, самое чистое выражение Светлого Разума.Августин пишет: «Бог открывается как Истина тому, кто его ищет как Истину, и открывает себя как Любовь тому, кто любит». В человеке существует возможность прийти к Богу как через разум, так и через глубокое чувство любви, но эта способность ниспосылается Богом как Благодать. Любая сила, любая человеческая добродетель происходит от Божественной Благодати, потому что Бог дал ее для того, чтобы человек пришел к Богу, сумел достичь его.

О человеке

В природе человека заложена способность искать и любить Бога: «Мы — люди, созданные по подобию нашего Творца и поэтому обладаем возможностью вернуться к Нему». Эта возможность возвратиться к Богу, к Святой Троице, основывается, по Августину, на том, что в человеке есть троица, похожая на божественную; это три характеристики человеческой души: Память, Разум и Воля. В человеке есть «ветхий человек» — внешний, плотский, который рождается, стареет и умирает. Но он может стать «новым человеком», духовным, у которого возраст определяется не течением времени, а степенью приближения к Богу. «Новый человек» — тот, кто обладает способностью к возрождению.

Божий Град и Град земной

Человеку предоставляется возможность выбора: жить по плоти или жить по духу. Этот выбор относится не только к одному человеку, но и ко всему человечеству в целом. Августин рассматривает проблему борьбы между плотским и духовным как борьбу между двумя царствами: Градом земным и Градом Небесным. Два этих Града никогда не проявляются в чистом виде, так как в нашем мире нет абсолютно черного и абсолютно белого. Эгоизм и презрение к Богу порождают Град земной, а любовь к Богу — Град Небесный. В одной и той же цивилизации, в одном и том же месте были люди, жившие в земном Граде, и люди, жившие в Граде небесном, хотя физически они были жителями одного города. Только расспросив друг друга, можно выяснить, кто к какому Городу принадлежит. Блаженный Августин принадлежит Граду Небесному, он сам искал Истину, то есть Бога, и обладал беспокойным духом, стремившимся побудить к поиску Истины других.

Цитаты

•••

Как же люди отправляются в путь, чтобы восхититься горными вершинами, грозными морскими волнами, океанскими просторами, блужданиями звезд, но при этом оставляют в небрежении самих себя?

•••

По-настоящему проблема всех проблем — это не космос, а человек. Не мир загадка, но мы сами.

•••

Я сам стал для меня самого ощутимой проблемой, я не осознаю всего, что я есть.

•••

Поскольку мы не равны с Богом, более того, бесконечно от Него удалены, посему Его стараниями... мы узнаем в самих себе образ Бога, образ, к коему следует всегда приближаться, совершенствуясь.

•••

Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.

•••

Необходимо заключить, что по ту сторону нашего ума есть некий Закон, который называется истиной, и нет сомнений, что эта неподверженная изменениям природа, превышающая душу человека, существует.

•••

Две разновидности любви порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает земной град; любовь к Богу, вплоть до самозабвения, рождает град небесный. Первая возносит самоё себя, вторая — Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога.

•••

Кому знакома истина, тот знает Свет, а кому знаком Свет, тот познает вечность. Любовь есть то, что тебе открыто.

•••

То, что мы надеемся узнать, нельзя увидеть очами, услышать ушами — это должно быть в сердце человеческом. Так что же такое вера, если не верить в невидимое? Вера — это верить в то, что незримо: истина — это узреть то, во что уверовал.

•••

Бог — умный свет, в Котором, от Которого и через Которого разумно сияет все, что сияет разумом.

•••

Что же такое время? Пока никто меня о том не спрашивает я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик.

•••

Самое врачевание души, совершаемое Божественным промыслом и неизреченным милосердием, по своей постепенности и раздельности в высшей степени прекрасно. Оно распадается на авторитет и разум. Авторитет требует веры и подготовляет человека к разуму, разум в свою очередь приводит его к пониманию и знанию.

•••

Старайся дознать, что такое высшее согласие: вне себя не выходи, а сосредоточься в самом себе, ибо истина живет во внутреннем человеке; найдешь свою природу изменчивою — стань выше самого себя.

•••

Отвернись от своей тени, возвратись в себя самого: для тебя нет другой погибели, кроме забвения, что ты погибнуть не можешь.


Литература

1. Всемирная энциклопедия: Философия, АСТ, М., 2001.
2. Д. Антисери и Дж. Реале, "Западная философия от истоков до наших дней», "Пневма», Спб, 2001.
3. Антология мировой философии в 4-х томах, т. 1, часть 2, "Мысль», М., 1969.
4. М. Суини, Лекции по средневековой философии, Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, М., 2001.