ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Боэций


Fниций Манлий Торкват Северин Боэций

Боэций (480 — 524 гг.)

Римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики.

Биография

Северин Боэций родился в Риме около 480 года. Еще юношей он женился на дочери Симмаха; консулом стал в 510 году. В 522-523 годах он исполнял обязанности начальника канцелярии при дворе Теодориха. Зимой 524 года он был осужден и затем казнен за действия «в ущерб императорской власти». В «Готской войне» византийский историк Прокопий Кесарийский рассказывает: «Симмах и Боэций, его зять, оба люди античной культуры, среди наиболее авторитетных римских сенаторов были отмечены особым благородством. Результаты философских исследований они искусно применяли для нахождения справедливых решений... как в отношении сограждан, так и инородцев, посему снискали не только признание достойных, но и зависть ничтожеств, всегда готовых к измене».

Мартин Грабман назвал Боэция «последним из римлян и первым из схоластов». И в самом деле, Боэций видел свою миссию в том, чтобы открыть греческую культуру латинянам. Им была обеспечена преемственность интеллектуальной жизни, осуществилась передача традиционного наследия средневековой культуре.

Он сам намеревался перевести на латинский язык все сочинения Аристотеля с комментариями по логике, морали и физике, а также сочинения Платона с тем, чтобы показать согласие и гармонию между двумя гениями. Но по причине преждевременной смерти Боэцию не удалось завершить свой проект. Тем не менее, он подготовил новый перевод и комментарий к «Исагоге» Порфирия, а также перевел Аристотеля: «Категории», «Об истолковании» «Аналитика», «Топика». Эти тексты вплоть до XIII века были едва ли не единственным источником изучения Аристотеля.

Основные произведения:

Литературное наследие включает в себя более двадцати произведений, которые можно распределить по четырем тематическим группам:
1) учебные руководства по «свободным наукам»;
2) сочинения по логике, включая переводы, комментарии и трактаты;
3) теологические работы;
4) художественно-философская сатура «Утешение философией».

Основные идеи

О философии

Философские воззрения Боэция в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма.
Философия аллегорически изображена Боэцием в первой книге «Утешения» как восхитительная дама, представшая перед ним, когда он находился в тюрьме. Он узнает в величественной незнакомке свою «кормилицу», в доме которой пребывал с отрочества: то была философия.
Философия, просвещая, утешает и исцеляет Боэция. Ее медикаменты — знания и идеи, а единственный способ лечения — логическое рассуждение в сочетании с поэтическими образами.

О Благе

Высшее Благо, по Боэцию, — это то, что сияет вечной славой и преисполнено светлой радостью, что обладает великой и непобедимой силой, что ни в чем не нуждается, что заслуживает высочайшего уважения и почитания. Это Благо он отождествляет с Богом.
Благо достигается на пути нравственного совершенствования человека, на пути добродетели. Творя добро, мы обязательно приобщаемся ко всей полноте блага, к высшему и абсолютному Благу, а тем самым к своему блаженству.
«Блаженство есть состояние, не подверженное ни тревогам, ни печали, ни тягостной скорби, ибо даже в самых малых вещах, которыми люди стремятся обладать, заключены радость и удовольствие».

О Единстве

Единство есть изначальное условие всякого бытия: «Все, что существует, до тех пор лишь продолжается и существует, пока является единым, но обречено на разрушение и гибель, если единство будет нарушено». Единство это зависит от Единого Бога: «Мир этот не мог бы быть согласован в единое целое из столь различных и противоположных частей, если бы не существовало единого начала, которое соединяет столь различное и несогласное».

О вечности

Бог вечен и не причастен времени. Мир со всей совокупностью своего прошлого, настоящего и будущего извечно присутствует в Разуме Бога.
«Лишь то, что охватывает всю полноту бесконечной жизни и обладает ею, чему не недостает ничего из будущего и что не утратило ничего из прошлого, справедливо считается вечным. И оно с необходимостью обладает способностью быть всегда присутствующим в себе и заключать в себе подлинную бесконечность текущего времени».
Различие между вечностью и временем, по словам Боэция, в том, что вечность в каждом своем мгновении целокупна, времени же это не присуще, а также и в том, что вечность есть мера пребывания, а время — мера движения.
«Вечность есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни, это с очевидностью явствует при сравнении ее с временными явлениями».

Проблема зла

Как плод творения единого высшего Блага наш мир не может быть ничем иным как благом; поэтому все, что имеет в этом мире бытие, есть благо, а зло — это только небытие, неполнота бытия. Зло — это разлад с самим собой и с миром, отпадение от Бога. Оно ничтожно, так как не имеет самостоятельного бытия. И хотя Бог всемогущ, но зла он создать не может, потому что он всеблаг и всезнающ, «стало быть, зло есть ничто, если его не может содеять Тот, Кто может все».

О Фортуне

Боэций, следуя большинству античных моралистов, предлагает относиться к Фортуне, нечаянному счастью или несчастью, сдержанно: не слишком ликовать, когда везет, и не унывать, когда не везет, помня всегда о том, что переменчивость — это сущность и природа Фортуны. «Благоразумие понимает, что все имеет конец, и что как доброе, так и зло переменчивы. И не следует поэтому ни страшиться угроз Фортуны, ни слишком сильно желать ее милостей».
Дары Фортуны — это то, что мы получаем не столько по заслугам, сколько в силу обстоятельств: почести, богатство, слава. Поэтому все это вещи ненадежные и к тому же для своего поддержания требующие огромных усилий. Боэций считает, что мы должны больше благодарить Фортуну тогда, когда она отвращается от нас, поскольку испытания закаляют и делают особенно приятным неожиданный поворот судьбы к лучшему.

О Провидении и судьбе

Судьбы людей различны, но, благодаря Провидению, они полностью согласованы и составляют единую судьбу мира человеческого, в котором каждый занимает свое, наиболее соответствующее ему место: «Всякая участь есть благо, поскольку она или справедлива, или полезна».
Вместе с тем, если избежать своей судьбы невозможно, все-таки можно избежать ее превратностей. Чем сильнее человек зависит от временного, преходящего, тем превратнее и изменчивее его судьба. Но, чем ближе он к божественной жизни с ее неизменной вечностью, тем меньше его зависимость от времени, а, следовательно, и от превратностей судьбы.
«Провидение есть сам божественный разум, стоящий во главе всех вещей и располагающий все вещи, судьба же есть связующее расположение изменяющихся вещей, посредством нее Провидение упорядочивает их существование».

О свободе воли

«Все, что наделено от природы разумом», обладает свободой воли, способностью определять, чего следует желать, чего — избегать. Но оно обладает свободой не в равной степени. «Человеческие души более свободны, когда они пребывают в созерцании божественного разума, менее когда они соединяются с телом, и еще меньше, когда они оказываются связанными земными членами. Самый худший вид рабства тот, когда, предавшись порокам, они теряют власть над собственным рассудком».
Свобода человека состоит в добровольном принятия того порядка, который действует в мире; она состоит в сознательном соучастии в мировом процессе, направляемом Богом, в радостном признании, что все идет к лучшему.
За человеческим выбором всегда наблюдает Бог и в настоящем видит все таким, каким то станет в будущем: «…ты не можешь избежать устремленного на тебя взора, хотя ты и волен изменять свои действия по своему желанию».

Цитаты

Блаженство есть благо, которое, когда оно достигнуто, не оставляет желать ничего большего.

•••

Блаженство не может быть заключено в случайных вещах.

•••

Никто не может быть блаженным, если он не подобен Богу.

•••

Никогда Фортуна не сделает твоим того, что природа сделала тебе чуждым.

•••

Источником мук является стремление к обладанию мирскими благами, которые или оказываются быстротечными или вовсе никогда не приходят.

•••

Нуждаются во многом те, кто многим владеет, и, наоборот, очень мало нужно тем, кто соизмеряет свои богатства с природной необходимостью, а не с непомерными потребностями роскоши.

•••

Наградою добрым служит сама их порядочность, а наказанием дурным – их порочность.

•••

Мудрый человек не должен сетовать, сколь бы превратной ни была его Фортуна, как сильному воину не к лицу возмущаться, когда бы ни гремела боевая тревога. Ведь для обоих из них трудности дают благоприятную возможность: одному для упрочнения личной славы, а другому – для укрепления мудрости. Потому добродетель и называется добродетелью, что она исполнена собственной силы и никакое несчастье не может победить ее.

•••

Только мудрые могут достигать всего, чего пожелают, дурные же обычно делают то, что угодно их чувственности, того же, чего действительно желают, они достичь не могут.

•••

Положение, уготовленное человеку природой, таково, что лишь тогда человек отличается от всех прочих вещей, когда, познает себя, и он же опускается ниже животного, если перестает осознавать свое предназначение.

•••

Вы, вставшие на путь, ведущий к вершине добродетели, живете не для того, чтобы утопать в роскоши и терять силы в наслаждениях. Вы обязаны вступать в жестокую духовную битву со слишком суровой Фортуной, чтобы не сломили вас бедствия, и с благоприятной – чтобы не ослабили удовольствия.

•••

Если ты желаешь понять изначальное бытие, которое все знает, более правильно будет определить его знание не как предзнание будущего, а как непогрешимое знание нескончаемого настоящего. Вследствие этого его лучше называть не предвидением, но Провидением, которое все от самого низкого до высочайшего обозревает с высоты.

•••

Обратите же свой взор к простору небес, их неизменному и стремительному вращению и перестаньте, наконец, восхищаться вещами, которые не имеют подлинной ценности. Ведь даже небо достойно восхищения не из-за этого вращения, но из-за того порядка, посредством которого оно управляется.


Литература

1. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. — СПб., 2001.
2. Майоров Г. Г. Судьба и дело Боэция. // Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. — М., 1990.
3. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: в 2-х т., Т.1 — Симферополь, 1997.