ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Алигьери Данте


            

Данте Алигьери (1265-1321)

   Итальянский поэт Данте Алигьери занимает особое место в ряду мыслителей прошлого. Поэт, философ,  гражданин – Данте открыл новую страницу культурной истории Европы, той истории, которая пишется и  поныне.

 Биография

 Данте Алигьери, великий поэт и мыслитель, предвестник эпохи Возрождения родился во Флоренции в 1265  году. Он происходил из знатного римского рода, участвовавшего в основании Флоренции. В родном городе  Данте получил базовое образование, а потом продолжил учебу на юридическом факультете Болонского  университета. В Болонье Данте познакомился со многими поэтами того времени, сильное влияние на него  оказал Гвидо Гвиницелли – основатель так называемого "сладостного стиля" в поэзии. Новый стиль  предполагал свободное выражение чувств и переживаний поэта, широту употребления слов, общедоступность языка новой поэзии.
После возвращения во Флоренцию, Данте участвовал в сражении на Кампальдино, победу в котором одержали флорентийцы, затем занимался политической деятельностью. В 1302 году Данте был изгнан из Флоренции и больше не вернулся в родной город. Он путешествовал по Италии, некоторое время жил и преподавал в Париже. Последние несколько лет поэт прожил в Равенне, где и умер в 1321 году.
Поворотным событием всей жизни и творчества Данте стала его встреча с Беатриче. Они увидели друг друга впервые на празднике, когда Данте было девять лет, а Беатриче восемь. С этого времени Амор завладел сердцем поэта, но Беатриче умирает в возрасте двадцати четырех лет, а Данте проносит любовь к ней через всю свою жизнь и воспевает ее в своем грандиозном произведении – "Божественной комедии".

Сочинения

"Новая жизнь", "Монархия", "Пир", "О народном красноречии", "Божественная комедия", стихотворения разных периодов жизни.

Политические взгляды

Данте принадлежал к партии "белых" гвельфов, за что и был изгнан из Флоренции, когда к власти пришли "черные". После изгнания Данте больше не принимал участия в политической жизни Италии. Свои взгляды на устройство государства он излагает в произведении "Монархия".
Человек, по мнению Данте, в отличие от всех других сущностей, обладает т.н. "потенциальным интеллектом". Этот термин Данте заимствовал у аверроиста Сигера Брабантского. Полностью реализовать этот возможный интеллект может лишь человечество в целом, поэтому для достижения полноты бытия необходимо создать мировое государство, империю, которая охватывала бы все человечество и во главе которой стоял бы монарх. Задача монарха - заботиться о благополучии всех людей; он не должен быть алчным, искать выгоды для себя. Советником верховного правителя должен быть философ, а Церковь должна быть отделена от светского правления. Основные добродетели государства - свобода и справедливость.

"Божественная комедия"

"Божественная комедия" - самое позднее произведение Данте, являющееся, одновременно, шедевром поэтического искусства, энциклопедией по ботанике, астрономии, общественной истории, глубоким философским и мистическим произведением.
Поражает числовая гармония "Божественной комедии": она построена на постоянном сочетании тройки (божественная триада) и десятки (совершенство).
Произведение имеет три части - "Ад", "Чистилище", "Рай" - по тридцать три песни, хотя "Ад" содержит еще одну дополнительную песнь, так что их общее число - 100. Беатриче появляется в произведении в 30 песне "Чистилища" (3 и 10), то есть в 64 песне от начала (6 и 4 в сумме 10). До нее - 63 песни, а после нее - 36.
"Комедия" имеет несколько слоев: это и личная драма поэта, и аллегорическое описание истории Флоренции, и описание мира: в первой части Данте рассказывает о неорганической природе, в "Чистилище" - о живой природе, а свои метафизические взгляды излагает в "Рае".
Путешествие поэта по трем мирам - это символический путь человечества в его стремлении к истине.
Проводником Данте в "Аде" и "Чистилище" становится поэт Вергилий - символ античной мудрости, затем его сменяет Беатриче, которая в поэме символизирует Божественную мудрость. Бетриче проводит Данте по небесным сферам "Рая", но когда они достигают Эмпирея - десятого, нематериального неба, Беатриче занимает свое место в Райской розе, а последним проводником Данте становится Бернар Клервоский - духовный покровитель ордена тамплиеров. Бернард поддерживает Данте во время его мистического восхождения. О связи Данте с тамплиерами нет данных. Однако можно определенно сказать, что если он и не был тамплиером, то был дружествен с орденом.
В "Аде" поэт погружается в глубины человеческих пороков. Причем грехи, караемые в самых верхних кругах "Ада" носят скорее материальный характер, те же, которые являются преступлением против духа - караются наиболее тяжело. На самом дне, в ледяном озере Коцит Данте поместил Люцифера, нарушившего духовный союз с Богом и ставшего причиной всех последующих злодеяний. "Свет без тепла любви - вот коренной изъян Люцифера".[4]
В "Чистилище" Данте обретает надежду на то, что от всех грехов можно избавиться, начав долгий путь восхождения. Здесь могут очищаться от тех же грехов, которые карались в "Аду", однако в кругах Чистилища грешники находятся в постоянном движении вверх - они сознательны и движутся к цели.

Устройство мира и место в нем человека

Представление Данте об устройстве мира восходит к неоплатоническим течениям средневековой философии, в частности, к учению Дионисия Ареопагита.
Началом Всего у Данте предстает Эмпирей - нематериальная небесная сфера, десятое небо, Рай. Его приводят в движение девять ангельских чинов. Импульс движения передается Перводвигателю - девятому, кристаллическому небу, от которого распространяется на все творения, лежащие ниже. Чем отдаленнее находятся сферы от Перводвигателя, тем они инертнее.
Человек, как божье творение, также наделен божественной силой, однако он утерял свое совершенство после грехопадения, и теперь его задачей является возвращение к Богу. Этот шанс Бог дал человечеству, послав на землю своего Сына.
У Данте мы находим новую для того времени концепцию человека - человека свободного, способного самому выбирать свою судьбу. Данте различает два типа происходящих событий: одни связаны причинно-следственными отношениями и не зависят от человека, другие же обусловлены свободой воли человека и зависят лишь от него.
"Искупление, таким образом, приходит не жертвенным путем, не покаянием и молитвой, не верностью церковным догмам. Совсем напротив, оно достигается бесстрашием, мудростью и достоинством личности, посвятившей себя служению человечеству. Поэт решил пройти весь путь греховного человечества, чтобы указать людям такой путь искупления греховной природы человека, который соответствовал бы величию и достоинству человека,- это путь к богу. Но именно он является философским, этическим, эстетическим, поэтическим, гражданским, а не только теологическим обоснованием принципов нового гуманизма. Божье заклятие снимается земными средствами, смертному можно достигнуть небесного трона, и нет побед, запретных духу человека!" [5]

 

Цитаты

“Дарунок найдорожчої оцінки
Що добрий Бог в щедроті дав нам всім,
Оцінювати й визначати вчинки,–
Свобода волі та, що лиш самим
Усім розумним надана створінням
І надаватиметься тільки їм”. (Рай,V, 19-24)

“Лише те – світло, що його одна
Дає предвівчність ясна, решта ж – з тьмою.
Це тінь лиш плоті, а чи трутина.” (Рай, ІХХ, 64-66)

“Поглянь, велику творить річ яку
Одвічна сила, бо себе всю крає
В стількох дзеркалах, в кожному шматку,–
І неподільність завжди зберігає”. (Рай, ХХІХ, 142-145)

“Відколи вперш її побачив вид
В цьому житті аж до цього стрівання,
Я завжди пісню їй носив услід.
А тут забракло слів для віршування
Про вроду, як у кожного митця,
Що вже досяг верхів обдарування”. (Рай, ХХХ, 28-33)

“О сину ласки, бачить сяйво риз, –
Почав він, – зір у тебе неспроможний,
Бо ти весь час вдивляєшся униз.
Ти ж роздивись круги окремо кожний,
І трону досягнеш цариці сил,
Якій весь край скоряється побожний”. (Рай, ХХХІ, 112-117)

“О вишнє світло, що у вись звелося
Над смертну думку, розумові кинь
Моєму трохи з баченого досі
І дай моїм словам таку глибінь,
Щоб слави присок, ледве нині видний,
Знесла аж до найдальших поколінь!”(Рай, ХХХІІІ, 67-72)

 


Литература:

1. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте.- М.: 1967
2. Данте Алигьери. Божественная комедия.- М.: 1967
3. Данте Алигьери. Малые произведения.- М.: 1968
4. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери.- М.: 1990, с.84-86
5. Карпушин В.А. Некоторые аспекты философской концепции личности у Данте// Дантовские чтения.- М.: 1968.- с.144