ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Дунс Скот Иоанн


Иоанн Дунс Скот

(1265/1266-1308)

Шотландский средневековый философ и теолог, представитель неортодоксальной ветви схоластики.

Биография

Иоанн Дунс, по прозванию Скот (Шотландец), родился в 1265/1266г., согласно одной традиции, в городке Дунс, согласно другой – Литядии (Шотландия). Его семья была тесно связана с францисканским орденом: дядя Иоанна Илия Дунс был настоятелем монастыря в Дамфрисе, а в 1278г. занял должность генерал-викария Шотландии. Сам Иоанн вступил в орден около 15 лет, а 19 марта 1291г. был рукоположен в священнический сан Линкольнским епископом Оливером Саттоном. Кроме этих двух обстоятельств, мы почти ничего не знаем о раннем периоде жизни Шотландца. По некоторым косвенным данным, в период с 1281 по 1292 он учился в нескольких университетах Англии и Шотландии. В 1293г. Иоанн отправился в Париж, где продолжил обучение у Гонсальва Испанского (в будущем – генерала Францисканского ордена). Между 1297 и 1301г. он преподавал в Кембридже и в Оксфорде. В 1302 году он был приглашен для чтения лекций по «Сентенциям» Петра Ломбардского в Парижский университет, но уже годом позже оказался втянут в противостояние между французским королем Филиппом Красивым и Папой Бонифацием VIII и как сторонник папы подвергся изгнанию.

В Париж Иоанн вернулся уже после смерти Бонифация, в 1305г. Здесь он преподавал до 1307г., и этот период стал для него временем наибольшей известности в качестве теолога и философа. В конце 1307г. Иоанн по не вполне ясным причинам был переведен в Кельн, где около года продолжал преподавательскую деятельность – вплоть до своей внезапной смерти 8 ноября 1308г.
Иоанн Дунс Скот похоронен во францисканской церкви в Кельне. Его гробница в разное время несла разные эпитафии. Одна из них – изящная элегическая эпитафия в стихах, написанная в стиле высокого Ренессанса:

"Пред вашим взором огромный камень, сокрывший Учителя,
Чей уход оплакивает святая Минерва.
Замедли шаг, о читающий, прикоснись устами к красно-желтому камню.
В этой гробнице лежит тело Иоанна Скота,
Когда 8 лет прибавилось к году 1300-му,
Ею завершен был его последний день, и Лета волновалась."


12 июля 1870г. – после завершения реставрационных работ - на гробнице Дунса Скота появились новые стихи:

"Шотландия меня родила,
Англия меня приняла,
Галлия меня обучила,
Кельн меня хранит."


Современники Иоанна удостоили его титула Doctor Subtilis, то есть Тонкого, или Изощренного Доктора, имея в виду необычайную глубину и тонкость его мысли.

Основные произведения

«Оксфордское сочинение»
«О Первоначале»
«Вопросы метафизики», комментарии к логическим произведениям Аристотеля.

Основные идеи

Вера и разум

Теология и философия, по мнению Тонкого Доктора, обладают определенным внутренним единством, так как дают человеку знание о Боге. Различие между "нашей теологией" и "нашей метафизикой" обусловлено несовершенством человеческого разума в его нынешнем состоянии; истинным же знанием о Самом Себе обладает только Бог.
Цель метафизики - познание Бога как Сущего, а цель теологии - практическая: научение любви к Богу и через это - спасение души. Практическим Дунс Скот называет то знание, которое являет собою норму и правило для жизни.

О Боге

В отличие от творения, которое является конечным сущим, Бог, по мнению Иоанна Скота, - Бесконечное Сущее. Бесконечность Бога здесь понимается не пространственно, т.е. как бесконечную величину, но как бесконечное совершенство и бесконечное величие, как максимальную полноту всех положительных свойств, включая свойство существования. Доказательство существования Бога как Бесконечного Сущего лежит в основе метафизики Скота.

О познании Бога

По Дунсу Скоту, метафизика, которая занимается изучением природы сущего, включает в себя познание Бога как Сущего. При этом понятие "сущего" относительно Бога и его творений должно иметь один и тот же смысл (унивокация), ибо в противном случае, то есть при познании по аналогии, любое утверждение или отрицание о Боге произвольно и не дает никакого знания о нем. Тем не менее, это не исключает различия между Творцом и творениями: Бог и его создания различаются в своих выраженных реальностях.

Теория познания

Всякое знание возникает из взаимодействия познаваемого объекта и познающего ума. Необходимо отличать абстрактное и интуитивное познание. Иоанн Скот называет интуитивным непосредственное знание о существовании той или иной вещи, когда с умом взаимодействует непосредственно сама индивидуальная вещь, здесь и теперь, единовременно и целиком. Знание о сущности вещи, о том, что она собой представляет, он определяет как абстрактное. В случае абстрактного познания разум опирается на умопостигаемые формы, представляющие "общую природу" вещи.

О материи и форме

В теории Дунса Скота всякое конечное сущее состоит из формы и материи. Причем при соединении формы с материей первая совершенствует, или осуществляет, вторую: потенциально существовавшая вещь начинает существовать актуально. Форма стремится к материи и наоборот. При этом возможно, что вещь не осуществилась полностью и находится в потенции для дальнейшего совершенствования за счет привхождения различных форм. Этим объясняются все изменения, которые происходят в универсуме.

Принцип индивидуации

Всякая единичная вещь состоит из общей природы и ограничивающей ее "этовости". Именно "этовость" делает вещь индивидуальной, отличной от прочих вещей этого вида. Индивидуальное, согласно Дунсу Скоту, представляет собой качественное своеобразие, неповторимое единство материи и формы, сущности и существования. "Этовость" как "окончательная" форма связывает все другие внутренние формы вещи, сообщая ей законченную определенность и полноту конкретного бытия.

О личности

В связи с понятием индивидуальности Иоанн Дунс Скот формулирует свое понимание личности, ее неповторимого существования, которое она не может разделить ни с кем другим: "Для персональности требуется предельное одиночество". Шотландец доказывает, что в "несообщаемости" личности есть нечто позитивное – ее полная автономия и внутренняя свобода. Это возлагает на личность всю ответственность за тот или иной выбор способа своего существования. Личность, будучи метафизически одинокой, несет ответственность за свои поступки только перед Богом и перед своим разумом.

О свободе воли

У Дунса Скота главными составляющими сущности человека, созданного по образу и подобию Божию, являются воля и разум. Но разум "человека-странника", в отличие от Божественного, ограничен, тогда как воля человека в любом состоянии обладает всей полнотой свободы.

Поскольку воля, как и разум, формально тождественна с человеческой сущностью, то отсюда следует, что "только сам человек направляет действия своей воли, а поэтому и несет за них всю ответственность".

О цели человека

Целью каждого человека является счастье, причем не абстрактное, но конкретное. Ничто конечное и изменчивое не дает человеку прочного и подлинного счастья. Или единого для всех людей счастья нет, или эта наивысшая, последняя цель человека, которая только одна и приносит подлинное блаженство, имеет сверхъестественный характер. Тонкий Доктор считает, что последняя цель - сам Бог, а единственный путь к Богу - любовь-действие, любовь-самопожертвование.

Цитаты

Господи! Помоги мне, ищущему такого полного знания об истинном Бытии, которое есть Ты, какого только может достигнуть наш естественный разум, начиная с "Сущего", которым ты именовал Себя.

•••

Воистину, Господи, Ты создал все упорядоченным в мудрости, так что для любого интеллекта представляется разумным, что всякое сущее упорядочено.

•••

Бог в частном и особенном, то есть, "как эта сущность сама по себе", естественным образом человеком в этой жизни не познается.

•••

Господи, Боже наш… Ты - Первое Производящее, Ты - Последняя цель, Ты - высший в совершенстве, превосходящий все остальное.

•••

Разум не может сомневаться, что Бог - сущее, даже сомневаясь, конечен он или бесконечен, сотворен или не сотворен; к Богу применимо понятие сущего, которое отлично от понятий конечного и сотворенного, ибо оно само по себе нейтрально…

•••

Бог и творение не полностью и совершенно отличны в своих понятиях, но всецело отличны в реальности, поскольку в метафизическом смысле они не имеют ничего общего.

•••

Воля по природе ничего не хочет первично и ради самой себя, кроме последней цели, а, следовательно, все другое она хочет не в первую очередь, но в порядке отношения к этой цели…

•••

Воля необходимо и неизменно всеми силами стремится к блаженству, и что касается необходимости, это ясно, ибо, если устранить эту наклонность воли, устранится и сама ее природа.


Литература:

1. Д. Антисери и Дж. Реале, "Западная философия от истоков до наших дней", Изд-во "Пневма", СПб, 2001.
2. Блаженный Иоанн Дунс Скот, "Избранное", Изд-во Францисканцев, М., 2001.
3. Блаженный Иоанн Дунс Скот, "Трактат о Первоначале", Изд-во Францисканцев, М., 2001.
4. Антология мировой философии в 4-х томах, т.1, часть 2, "Мысль", М., 1969.