Эпиктет
Эпиктет
(ок.50 – ок.140)
Античный философ-стоик.
Биография
Эпиктет родился в Гиераполисе, во Фригии, в 50 году н. э. Известно, что его мать была рабыней, а сам он был привезен в Рим, где стал рабом Эпафродита, императорского вольноотпущенника, секретаря Нерона. Эпиктет – это не имя, а прозвище раба, означающее «приобретенный».
Однажды, когда хозяин в гневе начал избивать раба, Эпиктет невозмутимо сказал: «Ты мне ногу сломаешь», когда же тот и в самом деле сломал ему ногу, хладнокровно добавил: «Разве я не говорил, что сломаешь?». Эпафродит удивился терпению своего раба и устыдился своей жестокости, а Эпиктет остался хромым на всю жизнь.
Эпиктет всегда исполнял свое дело расторопно и хорошо и поступал так не из страха наказания, как другие рабы, но охотно и радостно, нисколько не стыдясь своего рабского положения. Известно, что в Риме он изучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Руфа. Когда и кем был освобожден Эпиктет неизвестно, но в 94 году, уже вольноотпущенником, он вместе с другими философами был изгнан из Рима императором Домицианом.
Покинув Италию, он основал в Никополе свою философскую школу, имевшую огромный успех. Мудрые речи Эпиктета, его искренность, красноречие и сердечное расположение ко всем людям покоряли его собеседников. Вернувшись в Рим при императоре Траяне, Эпиктет стал знаменитым. Слушать его приходили многие знатные римляне, в том числе и сенатор Флавий Арриан, ставший его учеником и записавший философские беседы Эпиктета. Эпиктет и в жизни следовал принципам того учения, которое он проповедовал. Несмотря на пришедшую к нему славу и покровительство императора, он оставался таким же непритязательным в быту, как в годы безвестности. Все имущество Эпиктета состояло из соломенной подстилки, деревянной скамьи и глиняной лампы. Строгость его моральных правил и верность принципам благородной бедности вызывали к нему глубокое уважение не только у современников, но и у последующих поколений.
Умер он в глубокой старости в середине II века. На могиле Эпиктета была выбита эпитафия: «Раб Эпиктет, хромой и бедный, как Ир, друг бессмертных».
Эпиктет в изложении Флавия Арриана:
"Беседы" (записи лекций),"Энхиридион" (учебник на основе бесед).
Основные идеи учения
О вселенной
Вселенная у Эпиктета - "наилучшая из возможных"; она предстает как сочетание двух начал: разумного (логос) и созидающего (природа). Логос отвечает за единство и порядок мироздания, в результате чего природа, управляемая законами, оказывается разумной и познаваемой.
О Боге
Бог, создавший мир и управляющий им, бесконечно благ и мудр. Лучи его благой мудрости отражаются в разуме человека. "Что же есть сущность бога? Плоть? Ни в коем случае. Земля? Ни в коем случае. Ум, знание, разум правильный". И потому истинное назначение человека в том, чтобы развивать в себе это божественное начало - логос, исполнять волю бога, умножать его славу.
О человеческой природе
Человеческий дух, по Эпиктету, родствен божеству, человек - это "сын Зевса", отсюда вложено в него сознание нравственного долга, мирового гражданства, братской любви. "Природа наша состоит из двух составных частей - из тела, что представляет в нас общность с животными, и из разума и мысли, что представляет в нас общность с богами". Эпиктет резко отделяет дух от тела: тело состоит из грязи и праха, оно подвластно внешней необходимости; душа же свободна и подвластна лишь богу.
О добродетельной жизни
Добродетельная жизнь есть совершенное осуществление человеческой природы. Совершенно по природе то, что соответствует своему назначению. "Ты - человек, то есть смертное живое существо, способное пользоваться представлениями разумно. А что значит разумно? Согласно с природой и совершенным образом". Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, - надо, чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точки зрения Эпиктета, «главное – иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной».
О философии и философах
По Эпиктету, человеческие существа – единственные в мире, обладающие логосом, задающим цель жизни – обретение добродетели, согласной с разумом. В пределе своем именно такую модель существования и представляет жизнь философов. Понимание и здравые представления приходят вместе с постижением истинной природы мира и подлинной природы человека. Такое понимание, считал Эпиктет, предполагает постоянные упражнения в его обретении: "Мудрым можно назвать человека только тогда, когда он не только разумно рассуждает, но и на деле старается поступать согласно тому, что он говорит ".
О свободе
Главная задача Эпиктета - научить, как при любых обстоятельствах сохранять свободным свой внутренний мир. Основное, из чего следует исходить: боги дали нам во власть не внешнее - тело, имущество, близких, жизнь, а лишь нашу способность выносить на основе внешних впечатлений правильные суждения, дали свободу выбора и отказа, желания и отвращения. Пользуясь этой способностью, человек будет свободен, он не будет ни к чему привязываться и будет все воспринимать как волю богов."Подчиниться божьей воле, исполнить ее — значит быть свободным".
Цитаты
Человек получил от Бога самые лучшие духовные способности: Разум, Мужество и Смирение. Пойми это и скажи в душе своей: «Пошли мне, Господи, все, что Ты хочешь! Ты дал мне такие пособия, с которыми я могу справиться со всякими случайностями». ••• Почему краснеет и бледнеет человек, играющий на гуслях или поющий перед большой толпой народа? Потому что он хочет не только хорошо сыграть или спеть, но чтобы и люди похвалили его. Но это зависит не от него, а от слушателей. И вот он беспокоится о том, чем не может распоряжаться сам и мучит себя совершенно понапрасну, беспокоясь не о деле своем, а о похвале людской, которая не в его власти. ••• Нет такого крепкого и здорового тела, которое никогда бы не болело; нет таких богатств, которые бы не пропадали; нет такой высокой власти, под которой не подкашивались бы. Одна только душа человека безопаснее всякой неприступной крепости. ••• Неужели ты думаешь, что потери бывают только вещественные? Нет, есть потери худшие - потери духовные. Теряются и чистые помыслы, и хорошие желания и доброе поведение; и людям, потерявшим все это, всегда бывает скверно. ••• Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын божий? ••• Истинно мудрый человек всегда скромен и не старается прослыть мудрецом. |
Литература
1. Всемирная энциклопедия: Философия/ Главн. науч. ред. и сост. А.А.Грицанов. – М.:АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.
2. Беседы Эпиктета, НИЦ "Ладомир", М.,1997.
3. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, "Республика", М., 1998.