ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Облако


Облако

Непрерывно меняющие свой облик облака напоминают о непрекращающихся метаморфозах Вселенной, о единстве бытия и небытия, о божественном истоке всех вещей. Во многих традициях облако — это символ невидимого бога, божественного присутствия и могущества, божьей благодати и непременный атрибут небожителей. В древности считалось, что облака передают людям послания богов, наблюдение за их формой и цветом — самый надежный способ получения знамений. Изменчивые и неуловимые, они одновременно скрывают и выявляют формы, еще точнее — скрывают очевидное и обнажают сокрытое. Облака считают тонкой границей между видимым миром и миром мистическим.

Облако символически связано с двумя стихиями — воздуха и воды. Как стихия воздуха — это символ полной свободы, для которой не существует преград, символ стремления к чему-то новому, неизведанному, готовности к переменам. «Плывущие облака» — аллегория жизненного пути и легкости просветленного духа, а «путь белых облаков» — это описание странствия, которое протекает не только во внешнем, но и во внутреннем космосе и всегда исходит из невидимого внутреннего центра.

Есть и другой ряд символических значений облака — жизнь, обновление, очищение. Облака ассоциируются с небесными водами, они напоминают о благодатных дождях, которые небо посылает земле, и таким образом связываются с плодородием, причем не только физическим, но и духовным.

В Китае облака символизируют счастье, добрые дела, жизненную силу. В окружении облаков или облачной дымки зачастую изображается дракон, который символизируетОблако и Солнце плодородие и процветание и считается покровителем, «хозяином дождя». Кроме того, облака, как и дракон, то появляющийся, то исчезающий в облачном тумане, были символом Дао, выражающим его вечно изменчивую природу. Китайские художники говорили про облака: «…кто научится их рисовать, сумеет изобразить утонченный исток всех вещей».

Плывущие облака выражали идею духовной свободы и непривязанности; мудрый человек «с утра наблюдает формы облаков и так выправляет себя». Полеты на облаках и вознесение на небеса связываются у китайцев с путешествием в иной мир; это характерная черта «совершенных людей», мудрецов, бессмертных — сяней. «Совершенный человек…странствует с облаками и туманами, ездит на солнце и луне и уносится в своих скитаниях за пределы четырех морей». Мотив «облаков» и «тумана» — это характерное описание для перехода из одного состояния в другое в момент медитативного или экстатического транса.

В тибетском буддизме символ облака имеет очень глубокое значение. Достаточно взглянуть на тибетские танка или храмовые фрески, изображения Будд, Бодхисаттв, божеств и духов, являющихся из облаков. Облако олицетворяет творческую силу мысли, способную принимать любую воображаемую форму. Уже в раннем, санскритском буддизме говорится об «облаке истины» или «облаке вселенского закона» (дхарма — мегха), из которого на сгорающий в страстях мир нисходит дождь благодати и знания, несущего освобождение. «Белое облако» является также символом мудрости и сострадания, а «путь белых облаков» — символ духовного развития и совершенства.

В Древней Греции считали, что облаками, как и молниями и громом, управляет Зевс. По легенде, плененный красотой юной Ио, Зевс превратился в темное облако и спустился к девушке. Другой греческий миф рассказывает об Иксионе, который пытался обольстить Геру. Однако Зевс обманул его, приказав богине облаков, — Нефеле, принять образ Геры. От соединения Нефеле и Иксиона рождаются кентавры.

В Библии облако выступает знаком божественного присутствия и божественной силы. Согласно ветхозаветному преданию, бог Иегова в образе облачного столпа вел израильтян через пустыню. «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа, и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью». В Богоявлении на горе Синай бог, как он обещал Моисею, «сошел в облаке и остановился там близ него». В Новом Завете Дух Святой в виде облака является, к примеру, при описании Преображения. Вознесение — событие, завершающее земную жизнь Христа, тоже связано с символом облака — на глазах учеников Христос вознесся, окутанный облаком, «и облако взяло Его».