Кузанский Николай
Николай Кузанский
(1401 – 1464)
Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, родоначальником итальянской натурфилософии. Его философская мысль способствовала переходу от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания.
Биография
Николай Кузанский родился в 1401 году в немецком городке Куза в семье виноградаря и рыбака. Подростком он попадает в школу "братьев общей жизни" в Девентере (Голландия). Это была школа мистиков, владевших общим имуществом, отвергавших богатство, славу, а вместе с ними и все светское, мирское. Наставники этой школы проповедовали аскетизм и благочестие, в то же время отвергали знание, считая его недостаточным для постижения Бога. Вернувшись в Германию, Николай некоторое время изучал философию в Гейдельбергском университете. Затем будущий философ устремился в Италию, известную своими гуманистами по всей Европе, где в Падуанском университете в Школе церковного права завершил свое образование. В 1423г. Николай получает звание доктора канонического права, затем возвращается на родину и через несколько лет становится священником, настоятелем церкви св. Флорина в Коблеце. Был активным участником Базельского Собора (в 1433) и церковного посольства в Византию 1437 года по вопросу объединения Западной и Восточной христианских церквей. В 1448 году становится кардиналом и одной из ключевых фигур папской курии. С 1458 и до конца жизни – генеральный викарий в Риме.
Н. Кузанский проявлял огромный интерес к античности; особое влияние на его философию оказали учения Пифагора, Платона, неоплатоников и Аристотеля. В 39 лет он пишет свою первую философскую книгу “Об ученом незнании”.
Естественнонаучные принципы Кузанца во многом соответствовали духу того времени. Он первым составил географическую карту Европы. Он же предложил реформу юлианского календаря, давно нуждавшегося в улучшении, которая была осуществлена лишь через полтора столетия. Отмечают его значительную роль в истории математики, в частности, в решении вопроса о квадратуре круга, об исчислении бесконечно малых величин. Идеи Николая в области космологии в некотором отношении были более революционными, чем идеи Коперника и подготовили учение Бруно о бесконечности Вселенной, о существовании обитаемых миров за пределами Земли.
Главные произведения
«О католическом согласии» (1433),
«Об исправлении календаря» (1436),
«Об ученом незнании» (1440),
«О предположениях» (1444),
«О сокрытом Боге»,
"Об искании Бога»,
«О даре отца светов»,
«О становлении» (1442 – 1445),
«Апология ученого незнания» (1449),
«Диалоги простеца» (1450),
«О видении бога» (1453),
«О берилле» (1458),
«О бытии как возможности» (1460),
«О неином» (1462),
«Об игре в шар» (1463),
«Компендий»,
«Опровержение Корана»,
«О вершине созерцания» (1464).
Основные идеи
Понимание Бога
В представлении Н.Кузанского Бог не является некоей персонифицированной личностью. Он есть Абсолют, Единое, которое находится вне всяких противопоставлений. Философ ищет понятие, которое могло бы описать единство противоположностей; так как понятия, для которых можно всегда найти им противоположные, конечны. Поэтому искомое понятие (для описания Бога) должно быть не-конечным:
“приступающий к Тебе должен возвыситься над всяким пределом и концом, над всем конечным”. Николай пишет: "Господи боже, помощник ищущих тебя, я вижу тебя в месте рая, и не знаю, что вижу, потому что не вижу ничего видимого, и знаю лишь … что я не знаю, что вижу, и никогда не могу знать, и не умею тебя назвать. Ибо я не знаю, кто ты, и, если кто-либо мне скажет, что ты называешься таким-то и таким-то именем, уже по одному тому, что это - имя, я знаю, что это не есть твое имя. … И если кто-либо выразит какое бы то ни было понятие, которым ты якобы можешь быть понят, я знаю, что это понятие не есть твое понятие, ибо всякое понятие имеет свой предел у стены рая".
Бога он уподобляет пределу, в котором сходятся бесконечно большое и бесконечно малое. Проявления бесконечности описываются им с помощью математического подхода. Например, если закрепить основание треугольника и удалять его вершину в бесконечность, по мере достижения бесконечно удаленной точки две боковые стороны треугольника, образующие угол при вершине, сольются в одну прямую линию.
То же можно сказать относительно круга. При увеличении радиуса круга окружность этого круга будет все больше и больше разгибаться. И когда радиус круга станет бесконечно большим, окружность тоже превратится в прямую линию.
Т.е. на бесконечности прямая линия, круг, треугольник представляют собой одно нераздельное тождество. Бесконечная линия, обладающая абсолютной простотой, содержит в себе все фигуры.
Совпадение противоположности покоя и движения Н. Кузанский демонстрирует, прибегая к поведению волчка. Чем быстрее тот крутится, тем ровнее и спокойнее его движение.
Если рассмотреть два угла – один тупой, другой острый, то по мере увеличения одного из них другой будет уменьшаться.
Когда один будет максимальным, другой – минимальным, они оба сольются с прямой. Каким назвать такой угол? “Он есть абсолютно острый и абсолютно тупой и в то же время и не острый, и не тупой”. Таким образом, этот угол соединяет в себе максимум с минимумом, он является причиной всех углов.
То же Н. Кузанский говорит об истине: “…истина не допускает ни больше, ни меньше, и если бы она могла быть более или менее истиной, она уже не была бы истиной”.
Ученое незнание
Когда исследование проводится в рамках вещей конечных, мы их можем сопоставить с чем-то знакомым для нас, и суждение о познаваемом вынести нетрудно. Но не так обстоят дела, когда исследование касается бесконечного. Бесконечность выходит за пределы всякой соразмерности, сходства и различия, ее нам не с чем сравнить, и поэтому она остается для нас неизвестной.
“Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может постичь истину вещей. Ведь истина не бывает ни больше, ни меньше и не может быть измерена ничем, кроме как самой истиной”.
Но Н.Кузанский не отказывается от стремления познать целостность мира и его причину – Бога. Познавая, мы остаемся в сфере неведения, но это неведение становится ученым, сведущим незнанием. Только благодаря непрерывному усилию познать Бога мы приходим к пониманию, что он непознаваем. Истина неуловима и непостижима в своей чистоте, но несмотря на это, чем больше ученость в “незнании истины”, тем ближе мы к ней подходим. Разум движется к истине, и этот процесс бесконечен, подобно тому, как вписанный в круг многоугольник при бесконечном увеличении числа сторон приближается к кругу, но кругом не становится. Так и разум никогда не сможет постичь истину до конца, хотя бесконечно будет приближаться к ней.
Представление о Вселенной.
Вселенная существует как вечное развертывание божественного первоначала. Представление о Вселенной в философии Николая Кузанского подвергается самому радикальному пересмотру. Средневековой картине мира, где конечный мир ограничен сферой неподвижных звезд, а Земля является центром Вселенной, Николай Кузанский противопоставляет свое учение о космосе. За сто лет до Коперника Кузанский пишет:
“Вселенная есть сфера, чей центр повсюду, а окружность нигде”.
Земля у него неизбежно лишается своего центрального положения. В трактате “Об ученом незнании” он пишет: “…наша Земля в действительности движется, хотя мы этого не замечаем”.
Все во Вселенной не только является ее частью, но и ее отражением. Бесконечное отражается во множестве, и каждая вещь отражает Бога и всю Вселенную.
Бог есть абсолютный максимум, единство, которое объединяет любые различия и противоположности. В Боге свернуто все, все числа, все возможности, все движения, а также все, что происходит и есть во времени и пространстве.
Для Н.Кузанского творение есть развертывание Бога, бесконечное стягивается в конечное, единство – во множественность, а вечность – во время:
«То, что скрыто в душе мира, как в клубке, развертывается и принимает свои размеры».
Николаю Кузанскому присуще динамическое понимание мира как живого, одушевленного организма, части которого находятся не только в постоянной всеобщей связи, но и в движении. Движение универсально, все переходит из одного состояния в другое, все стремится к бесконечности, и это стремление по отношению к человеку превращается в бесконечный поиск, в процесс восхождения человека к Вечности.
О человеке
Николай Кузанский описывает идеал свободного и благородного человека, воплощающего в себе сущность мировой природной гармонии.
Абсолют, или Бог есть добро, свет и красота в бесконечности своей неисчерпаемой простоты. В своей абсолютности добро, свет и красота непостижимы, их нельзя изобразить или представить, о них нельзя ничего высказать, на них нельзя указать. Чтобы стать постижимой, красота должна проявиться. Чтобы проявится в чем-то конкретном, абсолютная красота «нисходит», т.е. оставаясь самою собой, теряет лишь свою абсолютность и приобретает конкретность.
Однако, несмотря на то, что конкретная красота есть все та же абсолютная красота, и ничто иное, конкретность в ней есть красота. Конкретность, чтобы быть конкретностью, должна каждый раз быть иной и иной; в этой бесчисленной множественности меркнет свет единства. Так мир, «сотворенный» в красоте и свете, не имея в себе ничего, кроме красоты и света, погружается, тем не менее, во тьму. Будучи светом, красотой и добром, он теряет себя во мраке бесчисленного множества конкретностей и как бы погружается в дремоту бессознательности. Так потенциальные богатства дремлют на поле крестьянина, и крестьянин не видит этих богатств, потому что их на первый взгляд там нет; хотя стоит ему вспахать и засеять поле, развести скот, посадить виноградную лозу, и богатства поля как бы проснутся.
Функцию возрождения света, затмившегося в конкретности мира, Николай Кузанский отводит человеческому уму и человеческой душе. Пусть вся природа дремлет сном пассивности и бессознательности; пусть довольствуются своей принадлежностью к природе многие люди, не имеющие сил искать, стучаться, творить. Но тот, кто ищет и действует, получает помимо природного дара, принятого им вместе со своим рождением, второй дар - света.
Литература:
1. Кузанский Н. Об ученом незнании // Кузанский Н. Сочинения в двух томах. – М. 1980.
2. Кузанский Н. Берилл // Кузанский Н. Сочинения в двух томах.– М. 1980.
3. Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. От возрождения до Канта. – СПб., 2002.
4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1982.