ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Ориген


Ориген

(185 - 254)

Раннехристианский богослов и мистик, один из Отцов Церкви, комментатор Святого писания.

Биография

Ориген родился ок. 185 года в Александрии. Начальное образование он получил у своего отца Леонида, преподававшего в христианском училище. Уже тогда мальчик удивлял своего отца глубиной проникновения в текст Библии.

В 202 г. при императоре Септимии Севере было объявлено жестокое гонение на христиан. Предписывалось уничтожение церквей, богослужебных книг, заключение в тюрьму представителей христианских общин, жестокие казни. Как и многие александрийские христиане, попал в тюрьму и отец Оригена Леонид.

Горячо любивший отца юный Ориген хотел разделить его участь, добровольно сдавшись властям. Только спрятав одежды сына, мать вынудила его остаться дома. После смерти отца и конфискации имущества 17-летний Ориген вынужден был зарабатывать на жизнь уроками, а в 203 г. он становится учителем грамматики знаменитой Александрийской катехизической школы, преемником Климента Александрийского.

В 209-210 гг. Ориген слушал лекции Аммония Саккаса, основателя неоплатонической школы в Александрии, из которой вышел Плотин.

Ориген работал над комментариями библейских текстов в духе античной философии. Подобные толкования привели в 230 году к тому, что александрийский епископ Димитрий лишил Оригена должности учителя и изгнал его из Александрии. В 232 году Ориген основал монастырь в Кесарии (Палестина) и стал его настоятелем. Умер он в возрасте 70 лет после пыток в тюрьме, куда был брошен во время очередного гонения на христиан. Ориген был погребен в Тире в храме Христа Спасител.

Основные труды

«О началах»,

«Против Цельса»,

«Строматы»,

«Трактат о демонах» и др.

Всего перечень работ Оригена насчитывает около 2000 «книг» в античном смысле слова — комментариев, гомилий, схолий, фрагментов и т.п.

 

Основные идеи

Бесчисленные миры и их назначение

Типичное представление греков, воспринятое Оригеном, состоит в том, чтобы понимать мир как серию миров, созданных не одновременно, но последовательно один за другим. "Бог не начал творения с этого мира видимого, но, полагаем, что, как по скончании этого мира будет другой, так и нашему миру предшествуют другие”. Такой взгляд подразумевает, что все духовное, в конце концов, очистится от греха, однако, для полного очищения необходимо в процессе постепенного и неуклонного искупления избыть любой язык, пережить множество инкарнаций в последующих мирах.

Итак, по Оригену, финал должен быть в точности таким же, как начало, все должно вернуться на круги своя, как это задумано Богом

Учение о Боге и Троице

По Оригену, Бог — непостижим и необъясним, невидим и бестелесен. Он есть единство и единичность. По своему бытию Он есть сущий, ни от кого не происшедший. Он вечен и неизменяем. Он есть Начало всего, свет и благо, источник самого блага. По мысли Оригена «… следует толковать «сердце Божие» как силу Его разума, а его Слово - как выражение того, что присутствует в этом сердце». Бог-Отец может быть познан только Богом-Сыном, Логосом, а также Святым Духом.

Сын Божий — извечный логос, происходящий от Отца подобно лучу света, исходящего из первоисточника. По учению Оригена, Бог-Сын - Иисус Христос - воплощался также в Моисее, в пророках и в некоторой мере - в «великих мужах» Древней Греции.

Святой Дух также вечен, как Отец и Сын, но «он достигает только святых». Ориген пишет: «Действие Святого Духа не распространяется никак на бездушные существа или тех, кто, хотя и с душой, но бессловесен, и уж совсем никак на тех, кому дан разум, но они во власти зла, абсолютно глухи к добру».

О Священном Писании

Cвятой Дух вдохновляет Писания. Каждая буква их - боговдохновенна, суть ключ к пониманию загадок жизни. В толковании Писания Ориген предполагает наличие разных смысловых уровней для различных категорий верующих и посвященных: телесное - буквальное, душевное - моральное и духовное - философско-мистическое.

«Бог создал Писание как тело, душу и дух - как тело для тех, кто был до нас, как душу для нас, но как дух для тех, кто в будущем унаследует жизнь вечную и дойдет до вещей небесных».

О познании

По Оригену, познание заложено в самой душе человека как одно из ее устремлений: «Как только душу человека поразила огненная стрела знания, она уже не может предаться праздности и успокоиться, но будет всегда стремиться от хорошего к лучшему и от него вновь к более высокому».

Истинное - суть небесное, и оно - цель познания. Человек, соприкасаясь с видимым материальным миром, обретает способность постигать мир невидимый. Каждой конкретной вещи соответствует вещь небесная: «Может быть… она является не просто образом какой-то небесной вещи, а Царства Небесного целиком».

Тяга к познанию - основа для овладения христианским учением, при этом предпочтительнее ученики, разделяющие истины веры после их «разумного и мудрого» исследования, а не те, кто усваивает их простой верой. Ориген опровергает мысль, что христианство отрицательно относится к образованным людям. Только образованные люди, по Оригену, способны рассуждать «о тех высочайших важнейших вопросах, которые в каждом отдельном случае свидетельствуют и обнаруживают существование философского обсуждения их у пророков Божиих и Апостолов Иисуса». Только они «в состоянии проникать в смысл образов и прикровенных мест в законе, у пророков и в Евангелиях».

Как учил Ориген, «…слово, стоящее перед учениками, призывает слушателей поднять очи к полям Писаний и к полю, где в каждом отдельном существе присутствует Слово, чтобы они увидели белизну и сияющий блеск света истины, присутствующий везде».

О тайной христианской традиции

Ориген полагал оправданным наличие «тайной» христианской традиции, сопряженной с задачей «сохранения учения от болтовни и насмешек не понимающих христианских таинств». Как отмечал Ориген по поводу христианского мировоззрения, «если наряду с общедоступным учением и есть в нем нечто такое, что не сообщается многим, то это составляет особенность не только учения христиан, но и учения философов; у этих последних точно так же были некоторые всем доступные учения и учения сокровенные».

Люди-подвижники, приобщаемые к подлинным глубинам учения, должны отвечать определенным социальным и нравственным характеристикам: «…к таинствам и к участию в мудрости тайной, сокровенной, которую предназначил Бог прежде веков к славе всех праведников, мы не призываем ни негодяев, ни воров, ни разрушителей стен, ни осквернителей могил, вообще никого из подобных людей… Мы призываем всех этих людей только к исцелению». Иисус, по мысли Оригена, «готовит своим больным не отвары из трав, а лекарства из тайн, заключающихся в словах. Если видеть эти лекарства Слова, рассеянными как дикие растения, и не знать силу каждого высказывания, ты пройдешь мимо них, как мимо бесплодной травы, потому что не найдешь там того, что обычно присуще красивому языку».

Литература:

1. Всемирная энциклопедия: Философия/ Главн. науч. ред. и сост. А.А.Грицанов. – М.:АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.
2. Історія філософії: Підручник/ за ред. Ярошовця. – К.: Парапан, 2002.
3. Максютин А. Жизнь и творения Оригена Александрийского/ Ориген. О началах. – Самара: Издательство «РА», 1993
4. Ориген. О началах. – Самара: Издательство «РА», 1993
5. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. – Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1964.
6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. – Спб: ТОО ТК “Петрополис”, 1994