ПІДТРИМУЄМО УКРАЇНУ

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Сенека


Сенека

(ок. 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.)

Древнеримский философ, поэт, государственный деятель и талантливейший оратор.

Биография

Сенека родился ок. 4 г. до н. э. в Кордубе (Кордова, Испания) в богатой семье. Его отец, известный как Сенека Старший, был выдающимся ритором. Его отец был уверен в преимуществе практической деятельности над философией и мечтал о политической карьере для сыновей. Ради детей он переселился в Рим, здесь и прошли молодые годы Сенеки Младшего.

Философией Сенека увлекся с юности, его наставники принадлежали к школе римского стоика Секстия. Но отцу удалось убедить его заняться государственной деятельностью. При императоре Калигуле Сенека, уже известный писатель и оратор, получает первую государственную должность – квестора – и входит в сенат. Одна из его речей в сенате вызвала такую зависть Калигулы, что тот распорядился убить Сенеку. Он остался в живых лишь потому, что императора уверили, будто Сенека болен и проживет недолго.

При Клавдии философ был отправлен в изгнание на Корсику (в 41 г. н.э.) по обвинению в связи с племянницей императора; там он пробыл восемь лет. Сенеке помогла вернуться ставшая императрицей Агриппина Младшая. В 50 году он был избран претором и женился на Помпее Паулине, богатой и влиятельной женщине. Агриппина поручила ему воспитание своего единственного сына Нерона, которому тогда было двенадцать лет. Он согласился, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею “вселенского града”. В течение пяти лет Сенека был одним из его воспитателей, он был автором инаугурационной речи Нерона и в период его правления достиг вершин власти и богатства.

После убийства Агриппины и смерти друга – военачальника Бурра (в 62 г.) Сенека отошел от дел и хотел вернуть Нерону все полученные от него богатства, но Нерон отказался принять их обратно. Уход от дел уже не мог спасти философа. Нерон ощущал, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, есть некая преграда на его пути. И когда в 65 году был раскрыт заговор Писона, Нерон, несмотря на почти доказанную непричастность Сенеки, приказывает своему наставнику умереть. Исполняя приказ императора, Сенека покончил с собой; его смерть напомнила современникам смерть Сократа.

Произведения

Из философских сочинений до нас дошли «Диалоги» – 10 небольших трактатов, «Нравственные письма к Луцилию» – последнее, итоговое произведение Сенеки; трактаты «О блаженной жизни», «О благодеяниях», «Исследования о природе» и девять трагедий ("Медея", "Федра", "Эдип", "Агамемнон", «Неистовый Геркулес», «Фиест» и др.).

Основные идеи

Мировоззрение
Придерживаясь доктрины стоиков, Сенека считает, что все состоит из материи и Бога. В основе природы лежит Логос – разум, разлитый во всем сущем и обеспечивающий неодушевленным предметам "устойчивое состояние", растениям – "произрастание", животным – "самодвижение", а в людях и богах выступающий как разум в собственном смысле.

Братство людей
Как существо разумное человек входит в один разряд с богами и возникает "сообщество богов и людей", обитель которого вся вселенная. В ней все равны, ибо всем досталась душа – частица божества. Сенеке был близок идеал человеческой общности: "Мы только члены огромного тела. Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному и тому же предназначившая, родила нас братьями".

О душе
В человеке, как и во вселенной, есть материя – тело и душа, причастная Богу: "Хвали в человеке то, что нельзя ни отнять, ни дать, что принадлежит самому человеку. Ты спросишь, что это? Душа, а в ней – совершенный разум". Душа направляет нравственное развитие человека, ведет его к добродетели, к благу, к счастью. Цель человека – через усовершенствование своей природы прийти к добродетели, стать "человеком добра", а затем и мудрецом.

О мудрости
Только мудрец в силах осуществлять идеальную норму поведения, но совесть, осознание нравственной нормы, отличает человека нравственного, философа, от толпы: "Я научу тебя, как узнать, что ты еще не стал мудрым. Мудрец полон радости, весел и непоколебимо безмятежен, он живет наравне с богами… Но если ты стремишься отовсюду получать всяческие удовольствия, то знай, что тебе так же далеко до мудрости, как до радости".

О философии
Несовершенство человека преодолевается занятиями философией, что уподобляется лечению, исцелению от пороков: "Лекарства для души найдены древними, но наше дело отыскать, как их применять и когда". Ищущий истину должен опираться на опыт "людей сведущих, исследовавший предстоящий нам путь". Люди эти – философы, чье учение способно дать знание истинного блага: "Ведь человек – разумное существо; значит для него высшее благо – выполнять то, ради чего он рожден".

О дружбе
"Человек добра" – тот, кто еще не стал мудрецом, но уже "находится в гавани", созерцает добродетель. Он не ищет счастья во внешних вещах и ни в чем не нуждается, даже в друзьях. Не потому, что он хочет жить без друзей, а потому что может. Тем не менее, он знает, что такое настоящая дружба и ценит своих друзей. Друзьям не страшна разлука, они всегда могут быть вместе: "Друг должен быть у нас в душе, а душа всегда с нами". Друзей не может разлучить даже смерть: "И быть может, – если правдивы разговоры мудрецов, и нас ждет некое общее для всех место, – те, кого мним мы исчезнувшими, только ушли вперед".

О смерти
Как часть божественной воли "человек добра" воспринимает и смерть. Смерть предустановлена мировым законом и поэтому не может быть безусловным злом: "Бояться смерти так же глупо, как бояться старости… Кто не хочет умирать, тот не хотел и жить. Ибо жизнь нам дана под условием смерти и сама есть лишь путь к ней". Но и жизнь не есть безусловное благо: "Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут; между тем, жить правильно – это всем доступно, жить долго – никому".

Каждый свой шаг, каждый поступок Сенека так или иначе стремится осмыслить, соотнести с избранным идеалом, с моральной нормой, он ни на миг не теряет чувства внутренней ответственности за совершаемое. Он говорит: "Прочти мои книги, видя в них поиск истины, которой я не знаю, но ищу упорно".

Цитаты

Два государства объемлем мы душою: одно поистине общее, вмещающее богов и людей… и другое, к которому мы приписаны рождением.

•••

Пусть мы проедем из конца в конец любые земли – нигде в мире мы не найдем чужой нам страны: отовсюду одинаково можно поднять глаза к небу.

•••

Тело для духа – бремя и кара, оно давит его и теснит, держит в оковах, покуда не явится философия и не прикажет ему вольно вздохнуть, созерцая природу, и не отпустит от земного к небесному. В этой отлучке он ускользает от стражи и набирается сил в открытом небе.

•••

Благородство духа доступно всем, для этого мы все родовиты.

•••

Всякий истинный человек добра причастен божеству.

•••

Философия никого не отвергает и не выбирает: она светит каждому.

•••

Первая обязанность мудрого и первый признак мудрости – не допускать расхождения между словом и делом и быть всегда самим собою.

•••

Философия – не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле. Она – не для того, чтобы приятно провести день и без скуки убить время, нет, она выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздержаться.

•••

Вот что дает философия: веселость, несмотря на приближение смерти, мужество и радость, несмотря на состояние тела, силу, несмотря на бессилие.

•••

Первое, что обещает дать философия, – это умение жить среди людей; благожелательность и общительность.

•••

Но если ты кого-нибудь считаешь другом и при этом не веришь ему, как самому себе, значит, ты заблуждаешься и не ведаешь, что есть истинная дружба.

•••

"Размышляй о смерти!" – кто говорит так, тот велит нам размышлять о свободе. Есть лишь одна цепь, которая держит нас на привязи, – любовь к жизни. Не нужно стремиться от этого чувства избавиться, но убавлять его силу нужно.

•••

Каждый день мы умираем, потому что каждый день отнимает у нас частицу жизни.

•••

Как водяные часы делает пустыми не последняя капля, а вся вытекшая раньше вода, так и последний час, в который мы перестаем существовать, не составляет смерти, а лишь завершает ее: в этот час мы пришли к ней, а шли мы долго.

•••

Великие люди радуются невзгодам, как храбрые воины – битве.


Література:
1.Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1998.
2.Луций Анней Сенека, Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М.: "Художественная литература", 1986