Копье
В древних легендах и преданиях встречаются волшебные предметы вооружения, наделенные магическим значением. Таково копье — атрибут богов, царей и героев; копье, не знающее промаха, копье, которое может убивать и исцелять раны. Символически, копье — это разрушение и созидание, смерть и новое рождение, жертвенность и верховная власть, мужество, воля, сила и мудрость.
Копье может выступать символом оси мира. Как солярный символ оно ассоциируется с небом, с солнечным лучом, который, проникая вглубь недифференцированной материи, освещает и организует ее. Это символическое воздействие неба на первичную материю особенно ярко раскрыто в синтоистской традиции.
Японский миф рассказывает о том, как в начале времен бог Идзанаки и богиня Идзанами «оформляют» землю, которая еще находится в жидком, бесформенном состоянии. Стоя на небесном мостике-радуге они погружают копье с нефритовым наконечником в морскую воду, затем поднимают копье, и капли соли, падая с него в океан, образуют первый остров.
Копье — традиционный символ войны, оно связывается с высокой воинской доблестью, мужеством, честью, достоинством. Эта сила единой цели и четкого направления, преодоление любых препятствий, способность ради блага других достигать великих свершений. Другой аспект этой силы связан с жертвенностью, с инициацией — смертью, за которой следует рождение в новом качестве. В индоевропейской традиции копье зачастую использовалось и как элемент военной магии, к примеру, метание копья во врагов перед битвой.
В Древней Греции судьбоносное копье богини мудрости и справедливой войны Афины символизирует мудрость, которая всегда достигает цели. Как атрибут бога войны Ареса оно напоминает о жестоких битвах, в руках героев — это знак мужества, а в руках правителей — знак верховной власти.
В Древнем Риме копье Марса хранилось в жилище царя — регии, где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, вместе с копьем, упал с неба как залог непобедимости римлян. Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копье и щиты, взывая к Марсу. Предзнаменованием страшных бед считалось их самопроизвольное движение.
В скандинавской мифологии рассказывается о копье Гунгнир, которое не дает промаха. Выкованное чудесными кузнецами, это копье — постоянный атрибут Одина, символ военной власти и магии. Один сам себя приносит в жертву, когда, пронзенный собственным копьем, девять дней висит на мировом древе, после чего обретает знание рун. Это «жертвоприношение» представляет собой не столько воинскую, сколько шаманскую инициацию.
У кельтов победоносное копье, которым владел Луг, — одно из четырех сокровищ Племен богини Дану. Не было нужды постоянно держать это копье в руках, потому что, почуяв приближение битвы, оно само устремлялось на врагов. В сражении с одноглазым Балором, предводителем фоморов, Луг поразил его своим магическим копьем в глаз. Копье Луга отождествляют с копьем Ассал, которое, по преданию, добыли Лугу так называемые три бога ремесла с таинственного острова Ассал. Это копье имело солярный и космологический смысл и соотносилось с земной осью. Дорога, соединявшая два сакральных центра Ирландии —Тару и Уснех, называлась дорогой Ассал.
Наряду с другими чудесными копьями кельтской традиции, копье Луга было, возможно, одним из прототипов кровоточащего копья из легенды о Святом Граале. В христианском варианте легенды это копье — питающее, разящее и исцеляющее — некогда пронзило тело распятого Христа, с него в чашу Грааля падают капли крови, и оно будет кровоточить до дня Страшного суда.
В христианстве копье — один из символов страстей Господних. Согласно апокрифической библейской легенде, этим копьем слепой римский солдат Лонгин проткнул бок распятого Христа, чтобы проверить, мертв ли осужденный. Копье, во исполнении пророчества, пронзило тело уже после того, как его покинул Дух, поэтому оно не несет отрицательной нагрузки. Кровоточащее копье (копье Лонгина) выступает гарантией вечной жизни в небесах, оно обладает целебной силой и является одной из наиболее священных реликвий христианского мира.